Как в творчестве Твардовского представлена война?
В этом году мы отпраздновали шестьдесят три года со дня победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась эта победа всему русскому народу. Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего Отечества, в сердцах ветеранов-людей, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли нас и дали нам шанс продолжить жизнь мирно. Война потребовала миллионы человеческих жертв, принесла муки и страдания каждой семье и каждому человеку.
В нашей памяти вечно будут жить немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе
Письма фронтовиков, их правдивые истории, художественные произведения. Литература 20го века отразила войну во всех ее проявлениях: героизм и мужество русского солдата, тяжелый труд в тылу, женщина на войне, ужасы плена. В произведениях К. Воробьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева и многих других, чье творчество мы можем отнести к » лейтенантской»
А. Т. Твардовский так же не обошел вниманием все, что пережил человек на войне. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику, так как сам автор участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне. В его творчестве нашлось место и публицистическим призывам, когда он в стихотворении «Бойцу Южного фронта» писал: Настанет срок — народ — герой Сметет врага с земли родной, И слава первого удара — одна навеки за тобой. Некоторые его стихотворения очень похожи на » новеллы» о героях войны.
К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»: Эй, родная, смоленская, Сторона деревенская, Эй, веселый народ, Бей! Наша берет!
Среди суровых будней войны находилась минутка солдату и для отдыха. Вдали от дома грустил солдат по родному очагу, крепко скучал по жене и детям, мечтал о встрече с любимой. Радостным было мгновение, когда выпадало счастье получить письмо из дома, а ведь часто бывало и так, что простая незамысловатая, бытовая забота скрашивала отдых солдата, поэту стихотворение Твардовского о таких мгновениях особенно реалистичны и дополняют картины войны. Это стихотворение «Спичка», «Армейский сапожник». Все же непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти.
Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки: И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она спасена. Это стихотворение рассказывает смысл существования солдата, смысл солдатского братства, когда погибший обращается к живым, воюющим и заставляет из помнить о своей великой миссии, вдохновляет их на бой: Вы должны были братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье- Эта кара страшна.
Конечно, творчество Твардовского нельзя рассматривать без его поэмы «Василий Теркин», в которой о военной жизни рассказывает простой советский солдат Вася Теркин. Это должен был быть веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Хотя я думаю, герой поэмы «Василий Теркин» доказал, что он существует и без фантазии автора, а фигура он вовсе не «лубочная», а реальная и обычная. Да и сам автор пишет о своем герое: Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
В поэме Твардовский постоянно рассуждает о том, кто же такой этот Василий Теркин? Поэт пытается разгадать его характер, его сущность, то, что помогало громить фашистов, то, что их пугало в простом русском солдате. Так, по моему мнению, следуя примеру Шолохова, автор рассуждает о русском народном характере, который был воплощен в каждом солдате. Без такого солдата, мастера войны, родина не могла обойтись. Он нужен, чтобы поднять дух однополчан, чтобы помочь по хозяйству старикам в освобожденной деревне, чтобы совершить подвиг, и при этом желание у Теркина одно: победить и испытать счастье мирной жизни.
Ведь солдатам так необходима была поддержка и умение видеть суровый военный быт сквозь призму мирной жизни, где есть место шутке, где обычные мирные вещи: вода, еда — так же нужны солдату. Фронтовая жизнь, несмотря на весь ужас войны, была многогранна. События жизни каждого солдата — героя война щедро насыщала, поэтому у Твардовского каждая глава в поэме — это событие, которое солдат должен перенести, в ратном труде победить врага и, самое главное, постараться выжить.
В каждой из этих глав Теркин проявляет себя так, как проявлял себя каждый русский солдат, который был одержим одним желанием: Впрочем, что там думать, братцы, Надо немца бить спешить. Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить В бою у Твардовского всякое бывает: здесь и грохот пушек, и холод ночи, и ненависть к врагу, и ранения, но автор, мне кажется, сознательно старается обойти тему смерти солдата на войне. Его Теркин должен жить, и герой не даром говорит читателям, таким же бойцам, как и он: — Разрешите доложить… Коротко и просто: Я большой охотник жить Лет до девяносто.
С утверждением вечной жизни простого русского народа Твардовский освещает одну из основных тем творчества — тему памяти о народном подвиге. Поэту же Твардовский отводит главную роль в сохранении этой памяти для будущих поколений «во имя тех, кто все отдав» не оставил «ничего при себе». Пройдя войну, Твардовский чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими» и невозможность забвения.
Именно это стало основным мотивом его послевоенной лирики. Я уверена, что эти слова писателя должны и для нас, потомков героев Великой Отечественной войны, стать девизом, ведь избежать воин можно лишь помня о прошедших войнах.