Как преодолеть трудности в учебе у первоклассников?
Как же можно помочь ребенку преодолеть сложности? Как сделать так, чтобы начало учебы в школе не превратилось для него в непосильную и нелюбимую обязанность?
Во-первых, неуспевающему ребенку надо помогать. Не просто поддерживать морально, не просто обеспечивать соблюдение режима дня и условий для занятий — а именно помогать понять и усвоить то, что дается ему с трудом.
Хочу предостеречь родителей от гиперопеки: помочь с учебой — это не означает «сделать за него». Решив за ребенка задачку, вы не научите его мыслить, собрав за
Были бы знания — отметки приложатся.
Правило второе: не зацикливайтесь на оценках. В первом классе их еще не ставят, но это лишь до поры-до времени. И кроме того, все равно существует система поощрений и наказаний. Так вот, смысл учебы в школе — не собирательство поощрений, а накопление знаний и умений.
И поэтому выполненное мамой или сдутое у одноклассника на переменке домашнее задание, даже оцененное пятеркой, «звездочкой»
Никогда не ругайте ребенка за отметки. Если уж у вас и будет повод выяснить отношения, то только по поводу отсутствия знаний, а не наличия двоек, это — две большие разницы.
Правило третье: бороться надо не с внешними проявлениями неуспеваемости , а с ее причинами. Это может быть слабая концентрация и устойчивость внимания, небольшой объем оперативной или долговременной памяти, слабая волевая регуляция поведения, слабое развитие логического и абстрактного мышления, недоразвития мелкой моторики пальчиков.
Все эти «недостающие» качества можно развить специальными упражнениями. Посоветуйтесь с педагогом, со школьным или детским психологом, они порекомендуют вам комплекс упражнений, который поможет улучшить ситуацию. Поверьте, все подобного рода проблемы решаемы.
От вас потребуются лишь регулярность и настойчивость в выполнении заданий.
Правило четвертое: постарайтесь не пропускать занятия. Ребенок только начинает учебу, поэтому очень важно приучить его к мысли, что систематичное посещение дает возможность не накапливать пробелы и не учиться в авральном режиме. Если ребенок привыкнет к пропускам уже с первого класса — дальше ему будет все сложнее: школьная программа построена таким образом, что все последующее базируется на основе предыдущего материала, поэтому многочисленные пустоты приведут к непрочности «здания» и впоследствии к полному «обвалу».
Правило пятое: старайтесь поддерживать контакт с учителем. Вы должны представлять себе, как проходит учебный процесс, должны понимать, что представляет собой преподаватель вашего ребенка. Причем было бы очень желательно, чтобы, даже если ни то, ни другое вам категорически не нравится, в открытый конфликт с учителем вы не вступали — ведь ваш ребенок в этом случае будет «в ответе за все».
Пусть даже школа или учитель вас совершенно не устраивает, но, в конце концов, ваш ребенок проводит там лишь 4 часа из 24, а это значит, что вам вполне по силам дома «наверстать упущенное». Да, вы в этом не специалист. Да, не вам за это платят зарплату.
Но ребенок-то — ваш, и это — главное.
Если же учитель вам нравится, ну или хотя бы просто устраивает — тем более не ленитесь выказывать свое расположение. Преподаватели — тоже люди, и чем больше приятных эмоций у учительницы будет ассоциироваться с вашим ребенком , тем больше этого позитива и ребенок получит от нее: вот так на практике выглядит круговорот веществ в природе…
Правило шестое и самое важное: будьте всегда на стороне вашего ребенка. Неуспешность в школе — и так тяжелое для него испытание, поэтому он ждет поддержки хотя бы от родных ему людей, он рассчитывает, что вы будете его любить таким, какой он есть, а не «при условии, что…» Поэтому — не обвиняйте малыша в лености, неумелости, безалаберности, невнимательности и вообще во всех мыслимых грехах. В конце концов, даже если эти качества ему и присущи — то они в немалой степени и ваша заслуга, ведь не с неба же ваш ребенок к вам упал…
Постарайтесь воздержаться от оценивания сына или дочки — им этого хватает и в школе. А вот от вас детям необходима поддержка и подпитка энергией. И твердая уверенность в том, что их — любых — любят!