Образ Евгения Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слекга за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные
Но Евгений устал от этого и он стремится вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразие на простор живой, полнокровной жизни. Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «…Мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков,
Онегин столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство. Он отвергает любовь Татьяны и убеждает ее, что не создан для налаженной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни. Убийство на дуэли Ленского обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга.
Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное. Судьба Онегина, обусловленная развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. В конце романа он не похож на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви.
Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью.