Жанр, указывающий путь
Новое воспринимается как новое на фоне уже популярного, поэтому вначале нужно определить область поиска и, говоря методическим языком, актуализировать знания учащихся. На доске семиклассники видят кроссворд, который призван привлечь их внимание к категории ЖАНРА, и самостоятельно формулируют задание: надо решить кроссворд, вписав названия жанров:
Изученные в начале учебного года жанры древнерусской литературы: 1) житие и 3) хронику — распознают быстро. А вот угадать название жанра, разговор о котором шел в 5-м классе, помогает пример-подсказка:
Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами».
Заполняем вторую строчку кроссворда и тут же вспоминаем признаки, помогающие опознать жанр басни.
Оставшееся неназванным слово и есть тот самый икс, то новое, что предстоит узнать. Угадать термин предлагается по этимологической справке.
По происхождению слово это древнерусское,
Слово найдено — притча. Но что оно обозначает, чем отличается этот жанр от уже известных? Ребятам предлагаются два определения: Логическое и Риторическое.
И оба они нуждаются в восстановлении.
Риторическое определение записывается в тетради по литературе как тема урока: «Притча — это и ________________, и путь к ________________». А логическое, научное определение жанра притчи семиклассники получают распечатанным на карточках, которые вклеивают в тетрадь по литературе.
Образец карточки :