Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина
Тале, где капустные грядки Красной водой поливает восход. Клененочек маленький Матке Зеленое вымя сосет. С. Есенин Сергей Александрович Есенин — яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит.
В его ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и
Но знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски — серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту, с его любовью к шири и простору необъятных полей: …Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи кишели люди Из щелей выдолбленных
Что чешуя скорузлых рыб. Как об ножи стальной дорогой Рвались на камнях сапоги, И я услышал зык от Бога: «Забудь, что видел, и беги» Вновь в поэзии Есенина звучат деревенские мотивы, дорогие с детства картины всплывают в его душе. Но уже другие цвета появляются в его стихотворениях.
Действительность отрезвила поэта, показала разные стороны жизни. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Временами поэта заполняет «половодье» воспоминаний, возвращаются в его лирику зелено-голубые краски, нежность переполняет его стихи. Он безмерно любит свою «убогую» Русь, не надо ему другой земли, но как истинный художник и патриот он хочет перемен к лучшему. Прогресса не остановить, что бы он ни нес с собой.
Поэт с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, привычную, безмятежно дремлющую, но уже погибающую под напором прогресса. Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя. На лапах чугунный поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени. «Все мы, все мы в этом мире тленны», но бег времени не остановить, и поэт принимает данность такой, какая она есть.
Ему жаль времени, растраченного впустую, может быть, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордово-красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима — старость с контрастными белым и черным цветами. Нет уже того буйства цвета и «половодья чувств».
В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Есенина. Он старается достойно завершить начатое, но грусть прорывается в каждом стихотворении. Неизбежность ухода почти фатальная. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель. Синь очей утративший во мгле. Эту жизнь прожил я словно кстати. Заодно с другими на земле.
И еще безысходнее звучат эти строки: До свиданья, друг мой, без руки, без слова. Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Но для читателей Есенин остался все же молодым и необычайно лиричным поэтом.
Его стихи, наполненные любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране, которую он так любил. Поэт завещает нам нести эту любовь и преданность России — великой стране, нашей общей Родине.