Художественное своеобразие рассказов В. Г. Короленко
Судьба, личность, дарование В. Г. Короленко необыкновенны. А. М. Горький называл Короленко «человеком с большим и сильным сердцем». Истоки его творчества — в детских годах: в величии природы, в рассказах старой няньки, в народных украинских и русских напевах. Писатель был воспитан на произведениях русских писателей-реалистов, они зажгли в его сердце любовь к русскому народу. Короленко писал, что нашел свою родину, «и этой родиной стала русская литература».
Писатель был близок к революционным кругам, закрепив за собой славу «политически
По
Но все же Короленко не возводит «чудную» к совершенному идеалу: он порицает ее пренебрежение к простому солдату. В ее лице писатель осуждает всю народническую молодежь за отчужденность от народа. Короленко — мастер портрета. Он ощущает едва уловимые чувства героини, это выражается через описание ее внешности: «..бледная совсем, белая во всю дорогу была», «..глаза загорелись. Румянец еще гуще выступил.
Губы тонкие, сердитые». «…лицо побледнело, ни кровинки, глаза потемнели, а сама злая-презлая». В 1893 году Короленко совершил поездку в Америку, результатом чего стало написание повести «Без языка». Автор ставил своей целью не просто изображение страны, он хотел показать ее такой, какой ее видят простые люди. В этом вновь проявляется близость Короленко к народу, стремление не оторваться от него. Мерой оценки является взгляд простолюдина Матвея Лозинского.
Он появляется в чужой стран в самом народном обличии: в бараньей шапке, огромных сапогах. Он наивен, смешон, неловок, даже нелеп в этом новом мире. А, главное, он никому там не нужен. В этом проявляется особенность Короленко, сталкивающего в своих рассказах противоположности.
В «Без языка» между двумя антагонистическими человеческими цивилизациями — пропасть непонимания. Матвей не знает языка враждебного мира, а мир не понимает языка Лозинского. Герой нем, он не понят и одинок. Матвей ошеломлен своей ненужностью, бесполезностью. В этом недоумении — чувства самого автора, который считает человека главной ценностью в этом мире.
Оказавшись изгоем, Матвей мечтает о родном уголке, о клочке земли. Он с тоской вспоминает уклад той страны, в которой он жил. На жестоком Западе происходит раскрепощение Матвея.
Он примыкает к безработным американцам, митингует вместе с ними. В 1902 году Короленко пишет продолжение повести, оно помогает осознать ее идейный смысл. Большую роль играет образ Нилова — русского эмигранта, интеллигента.
В беседах герои обсуждают судьбы страны и народа. Лозинский мечтает вернуться в Россию , ведь там — духовное единение, то, чего так не хватает в прогрессивной Америке. Здесь герой без языка, а, значит, не просто не может говорить, но и лишен корней. Все же для Короленко важнее душа, внутреннее умиротворение и согласие с окружающим миром. При любой власти Короленко оставался патриотом.
Свой гражданский долг он видел в защите конкретного человека, который всегда был для него выше всяких идеологических и политических установок. Именно из отношения к каждому человеку, по его убеждению, и определяется престиж государства. У гуманиста Короленко нет произведения, написанного тоном наблюдателя. Любой из его рассказов — образный, колоритный, тонкопсихологический.
Перед читателем — все оттенки сердечных волнений героя, рассказы Короленко полны романтики. Они обладают острым сюжетом, но и стройностью изложения. Мне кажется, что рассказы Короленко чем-то напоминают стихотворения в прозе. В день юбилея Короленко И. Репин прислал ему поздравительную телеграмму, в которой отразил чувства всего народа: «Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь!» Многие поколения россиян воспринимали Короленко как учителя и свою собственную совесть, а приобщение к его наследию и сегодня становится «процессом обогащения ума и очищения души»