Логическая цепочка
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Литература»!
С интересом просматриваю каждый вновь пришедший номер газеты, иногда возвращаюсь к ранее полученным номерам, чтобы использовать ценный материал в своей работе. Особенно нравится рубрика «Есть идея!». Диву даюсь, насколько изобретательны наши учителя-практики!
Что только не придумают ради привлечения внимания учащихся к литературе! Некоторые идеи коллег мне пришлись по душе, и я уже их применила на своих уроках, какие-то из них уже существовали и в моей педагогической копилке
Хочу предложить и свой прием, успешно апробированный на уроках. Известно, что повторять и обобщать обширные темы, связанные с большими биографическими данными жизни писателя или поэта, достаточно сложно. Порой ребята затрудняются выделить главное из полученной информации, плохо запоминают услышанное на уроке или самостоятельно прочитанное.
В поисках выхода из затруднительной ситуации я решила прибегнуть к следующему приему, который пришелся по душе и мне, и моим воспитанникам. Его суть — в составлении Логической цепочки, основанной на значимых фактах биографии и творчества того или иного писателя,
Например:
Грибоедов — Москва — музыкант — Благородный пансион — гусарский полк — Кавказ — Персия — дипломат…
Такая цепочка может составляться учителем, учащимися или коллективно в зависимости от того, какие цели ставятся на уроке. Она может быть и большей, и меньшей по объему . Ученики должны «расшифровать» звенья предложенной цепочки. Такой прием позволяет сразу обнаружить пробелы в изучаемой теме, которые можно восстановить сообща на уроке. Задания с логической цепочкой можно усложнить: попросить учащихся добавить нужные на их взгляд звенья цепи, прокомментировав их необходимость, или найти лишнее звено, например:
Грибоедов — Москва — музыкант — Благородный пансион — гусарский полк — Кавказ — Петропавловская крепость — Персия — дипломат. Музыкант — студент — писатель — гусар — дипломат — Геолог — публицист — переводчик. «Горе от ума» — комедия — действие — конфликт — Чацкий — монолог — Софья — реплики — Правдин. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — «А судьи кто?» — «Не человек — змея» — «Вот он на цыпочках, и не богат словами» — «Погибни, предатель! Конец твой настал» — «Молчит, когда его бранят!»
Данный прием можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении или повторении изученного, а также в домашнем задании или в самостоятельной работе учащихся. Работа с подобными логическими цепочками, на мой взгляд, помогает учителю разнообразить урок, заинтересовать учащихся, которые могут по-новому взглянуть на типичные биографические справки писателей и поэтов, а также развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников на уроках литературы.