Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна»
Пьеса «На дне» — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, считают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы. Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев.
В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из
Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице,
Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия. Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.
Особую роль играет в пьесе «На дне» Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся!», «Ты — верь!» Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред.
Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей «дна», либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты с радостью помирай, без тревоги…» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Этот странник рассказывает Наташе притчу о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий.
А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: «Не стерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования. В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.
Сатин говорит: «Он врал… но — это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею…
А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Ложь как «религию хозяев» воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками.
Лука воплощает в себе ложь как «религию рабов», выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению. Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: «Человек — вот правда! Человек! Это великолепно!
Это звучит… гордо!» Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.