Сюжет, образы, проблематика одной из

Работая над поэмой “Про это”, Маяковский обрек себя на домашнее заточение, чтобы наедине обдумать и осмыслить то, как должен жить новый человек, каковы должны быть его мораль, быт, любовь в послереволюционных условиях. Маяковский так и определил основную тему поэмы: “По личным мотивам об общем быте”. В этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять, я кружил поэтической белкой и хочу кружиться опять. Эта поэма, революционная по духу, во многом трагическая и кризисная, является важным звеном в творческом развитии Маяковского.

До того как эта тема стала самостоятельной и вылилась в отдельное произведение, проблемы, решаемые в нем, уже ставились, уже намечались пути решения.

Произведение сложное, не для легкого чтения. Современники даже не поняли и не приняли эту поэму. Поэма “Про это” состоит из пролога и двух частей.

Первая часть “Баллада Редингской тюрьмы” делится на 11 главок, а вторая, “Ночь под Рождество”, – на 23. Вступление отвечает на вопрос “Про что – про это?” и определяет тему. Заключение “Прошение на имя…”, как и пролог, названо полушутливо. Если в основной части выделяется лирический герой,

то во вступлении и заключении он сливается с самим автором. Особенностью поэмы является то, что все описанное происходит не на самом деле, а в сознании лирического героя, и проходит как смена образных ассоциаций.

Отсюда необычная гротескность и фантастичность, крутые повороты судьбы и экстремальность событий. Все описание пронизано скорбной, негодующей и трагической тональностью и обрамляется глубоко оптимистичным ораторским тоном автора. Герой в силу каких-то сложных отношений, остающихся за пределами поэмы, разлучен с любимой и чувствует себя в своей комнате как в тюрьме. Телефон для него – соломинка для утопающего.

Он узнает, что она больна, и “страшнее пуль” то, что с ним не хотят говорить. Чувство “скребущейся ревности” превращает героя в медведя. Но “медведь” страдает, плачет. Слезы – вода.

Эта ассоциация разрастается в образ реки. Начинается любовный бред-галлюцинация. Он на “льдине-подушке” плывет по Неве в прошлое и узнает себя в “человеке из-за семи лет”, тоже отвергнутом любимой.

Со страниц поэмы раздается крик о помощи: “Спасите! Там на мосту, на Неве, человек!” Герой плывет дальше, и под ним “остров растет подушечный”. Остров разрастается в сушу, и вот он уже в Москве в том же облике медведя. Он обращается ко всем встречным с мольбой помочь тому человеку на мосту.

Никто его не понимает. Он с ужасом убеждается в том что и в нем самом, а не только в окружающих, не выкорчеваны пережитки прошлого. А в это время “человек из-за семи лет” сам “прошагал” к герою поэмы и заявляет ему, что он готов один мучиться за всех, чья любовь опошлена мещанским бытом. В полубреду-полусне герой видит себя на колокольне Ивана Великого, и снизу против него “идут дуэлянты”. “Ты враг наш столетний.

Один уж такой попался – гусар!” – издеваются над героем-поэтом обнаглевшие мещане, сравнивая его с Лермонтовым. Они расстреливают его “с сотни шагов, с десяти, с двух в упор – за зарядом заряд…”. Страшен сон, но жив поэт-герой. Сущность его борьбы и возрождения в том, что “на Кремле поэтовы клочья сияли по ветру красным флажком”. Герой-победитель плывет на борту созвездия Большой Медведицы, горланя “стихи мирозданию в шум”.

Ковчег пристает к окну его комнаты, откуда началось фантастическое путешествие. Герой сливается теперь с самим поэтом, раскрывает смысл всего происшедшего в заключительной “резолюции”, или “Прошении на имя…”. Многие после появления поэмы писали, что в ней отразил ся период НЭПа. Но Маяковский брал шире, возвращая в прошлое и намечая перспективу.

Одна из основных тем поэмы – это борьба с мещанством. К раскрытию темы В. Маяковский приступает с присущей только ему особенностью, с огромной энергией нагнетая давление: Эта тема придет, вовек не износится, Только скажет: ” Отныне гляди на меня!” – и глядишь на нее, и идешь знаменосцем, красношелкий огонь над землей знаменя. Тема же первой главы актуальна и сегодня.

В эпизоде разговора по телефону герой не хочет признаться себе в том, что любимая отвергла его, что он не признает право женщины на свободу чувства. Вот такая дилемма: вопрос об исключительности высокой сущности любви и о ревности как низменном чувстве собственника, бывшем издавна чувством и правом мужчины. Но поэт ставил проблему любви с прицелом на “коммуну столетия”.

И потому просит в эпилоге химика XXX века воскресить его, чтобы он долюбил свое на земле коммунизма. Нет, это не грезы о несбыточном. Это наметка реального будущего, которая обосновывает его веру в настоящее, дает ориентиры в светлое будущее в настоящем. И это важнее.

Не откладывая все до XXX века, поэт в конце концов приходит к позитивному решению и, как бы продолжая поэму “Про это”, в “Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” пишет: Любить – это с простынь, бессонницей рваных, срываться. ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником. В системе образов поэмы “Про это” основное место занимает лирический герой, его отношения и связи с другими людьми. Напряженность конфликта выражается в том, что героя окружают грубость, насилие, грязные слова. Самым близким людям его устремления непонятны. Все, кто его окружает, любовь “заменяют чаем, штопкой носков”.

Это заставляет героя переступить даже через свою семью. И вот последняя надежда: сквозь ненавистный мир мещанства поэт пробирается к любимой. Теперь лишь ты могла б спасти. Вставай!

Бежим к мосту! – Быком на бойне под удар Башку мою нагнул. Сборю себя, пойду туда. Секунда – и шагну. Но… ее окружает тот же враждебный сброд.

И герою приходится переступить даже через собственную любовь. Самым трудным, однако, оказывается не это. Самое трудное для лирического героя – это перестройка сознания. В нем сильны попытки уклониться от борьбы за новое в семье и любви, консерватизм и инерция старого мышления, когда ситуация требует нового подхода к жизни.

Мысль о капитуляции отвергается, так как герой не может свою любовь заменить на штопку носков, не может в себе убить человека. Потому что любовь невозможна в мире торгашей, как невозможны в нем красота и добро. Поэтому и следует сказать, что поэма “Про это” отражает важнейший, переломный момент в становлении нового человека. У героя возникает потребность “душу седую из себя вытрясти”.

Перед ним вдруг открывается, что эта сверхсложная задача может быть разрешена в далекой исторической перспективе, в смене ряда человеческих поколений. Поэт, на собственном горьком опыте познает, как сложен и мучителен путь нравственного самоочищения…


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Complex object упражнения с ответами.
Сейчас вы читаете: Сюжет, образы, проблематика одной из