Три рассказа современных писателей

В. П. Астафьев. «Ясным ли днем»

Из всех небольших астафьевских рассказов я остановилась именно на этом, потому что в нем затронута близкая подросткам тема — отношение к ним поколения «дедов». В представлении некоторых ребят дед — это вечный ворчун, которого в молодых раздражает все на свете: музыка, прически, «прибамбасы» на одежде, жаргонные словечки, независимое поведение… А у Астафьева — такой светлый образ старика, бывшего фронтовика.

Начинаю разговор с вопроса: «Что в личности Сергея Митрофановича вызывает

уважение?» Вопрос задевает ребят за живое, они наперебой спешат высказаться: «Он хорошо относится к молодежи!», «Он на парней не ворчит, что они там шумят, вино пьют и все такое!», «Он не упрекает, как некоторые, что он за них воевал, а они неблагодарные, ничего не ценят!», «Он, наоборот, думает, что неправ тот фронтовик, который по радио выступал и говорил, что молодежь лиха не знала и поэтому ничего не ценит. А Сергей Митрофанович с ним спорит: ты что же, хочешь, чтобы молодые голодали и вшей в окопах кормили! Будто не наши они Дети, а пасынки какие-то», «И еще он не жадный — ребят вином угощает». В
прошлом году одна из девочек сказала: «У него своих детей нету, и эти парни ему как бы сыновья». Говорят ребята и об умении старика утешить, сказать доброе слово, и о его скромности — с его талантом не стал пробиваться в певцы, считал, что недостоин.

Я обращаю внимание ребят на доброту Сергея Митрофановича, его терпимость, умение войти в положение другого человека, понять его. Так, возмущаясь бюрократическими порядками, он понимает врача, вынужденного им следовать. К моему удивлению, ученики мои не замечают способности героя рассказа по-настоящему любить, его трогательных отношений с женой.

Однако, когда я напоминаю об этом, ребята активно работают: находят и читают соответствующие фрагменты, пересказывают самое запомнившееся.

Если у нас в запасе остается еще немного времени, посвящаем Астафьеву и следующий урок. Задания на дом: минимум и максимум . Минимум — выразительно прочитать или пересказать эпизод из «Ясным ли днем», который произвел наибольшее впечатление, и объяснить свой выбор. Максимум — найти материалы о жизни писателя и пересказать самое интересное и значительное.

Из рассказа ребята выбирают самые разные эпизоды. Девочки часто — о том, как самоотверженно выхаживала контуженного мужа его жена; многим полюбился эпизод, где Сергей Митрофанович поет лирическую песню, о впечатлении, которое это произвело на молодых. Кто-нибудь обязательно вспоминает о бюрократических порядках, когда даже безногие инвалиды вынуждены были являться на повторное освидетельствование , о трудностях, которые из-за этого должен преодолевать наш герой.

Если есть хотя бы один человек, выполнивший «максимум», слушаем его. Если такового нет, коротко рассказываю о жизни писателя я сама . Обязательно читаю или пересказываю эпизод из автобиографической повести Астафьева «Веселый солдат», где рассказчик , фронтовик, прошедший всю войну, делится с оголодавшим немецким пленным вареной картошкой.

Рассказы Людмилы Улицкой

Людмила Улицкая

Перед работой над ними замечаю только, что, как и в произведениях Астафьева, речь в них идет о самых обычных людях. И еще обращаю внимание ребят на то, что герои Улицкой — люди самых разных национальностей, населяющих Россию. «Страна наша — многонациональная, и это отражено в творчестве писательницы. Так что не удивляйтесь, встречая в ее рассказах, кроме имен русских, — армянские, еврейские, татарские и множество других».

Начинаем мы с рассказа «Бедные родственники» . Он мал по объему, и я читаю его прямо на уроке, чтобы попутно остановиться на важных деталях. Прочитав разговор Анны Марковны с Асей о предстоящем замужестве дочери Анны Марковны, о женихе-студенте, обращаю внимание ребят на жизненность, типичность этой беседы. Мои слова: «Подобный разговор часто происходит во многих семьях» подростки, особенно девочки, встречают радостными кивками и улыбками — оценили реалистичность ситуации! Очень веселят девчат слова Анны Марковны: «Их еще тянуть да тянуть!» Не раз, небось, слышали… После чтения рассказа сразу спрашиваю о главном: «О чем рассказ?» Как водится, сначала школьники, хотя и одиннадцатиклассники, норовят подменить разговор о смысле пересказом содержания: «О том, как бедная родственница Ася пришла…» «Нет, — прерываю, — давайте о смысле рассказа».

Подумав, ребята говорят: «О доброте». А в спецклассе один мальчик дал вполне философский ответ: «О том, что все относительно: в сравнении с кем-то человек беден, а в сравнении с другим — богат». Да, соглашаюсь, эта мысль подчеркнута даже названием рассказа. Не «бедная родственница», а «бедные родственники». Ведь по сравнению с полупарализованной, нищенски живущей подругой Аси сама она — богачка.

Но этим не исчерпывается смысл рассказа. Спрашиваю, кто из действующих лиц вызывает наибольшую симпатию. Ответ однозначен: Ася. Своей добротой.

Она, сама нуждаясь, отдает все деньги и вещи, которые достались ей от троюродной сестры, еще более бедной подруге. Даже верблюжьи перчатки, хотя ей так хотелось оставить их себе…

Следующий мой вопрос: «А какой, по-вашему, изображена Анна Марковна?» Первое, что замечают подростки: «Она относится к Асе свысока». Прошу найти детали, подтверждающие это. Ребята легко с этим справляются, отмечая и то, что обеспеченная сестра задает родственнице вопросы «вежливо и незаинтересованно», и то, что встречает ее «приветливо и величественно», и то, как спохватывается, поделившись своими семейными делами: кому она это рассказывает? Одна из девочек, однако, заметила: «Но ведь и Анну Марковну понять можно: скучно же разговаривать со слабоумной!» «Что, Анна Марковна — дурной человек?» — спрашиваю. «Нет, — отвечают, — она хорошо относится к своим домработницам, заботится о них, устраивает их жизнь. Они даже после замужества к ней приходят с мужьями и детьми». «Она Асе каждый месяц помогает, деньги дает».

Обращаю внимание ребят, что провожает она троюродную сестру «с колыхнувшейся сердечностью». И еще — Анна Марковна детей любит, они все у нее «прекрасные». «Вот видите, — подытоживаю, — нельзя судить о человеке однозначно. Улицкая изображает обычных людей, со всеми их слабостями, недостатками.

Но она всех их любит. У нее даже один из сборников рассказов называется «Бедные, злые, любимые…»».

«Но, — замечаю ребятам, — мы не сказали об одном очень важном аспекте рассказа. Он касается Аси». Интересно, что, произнося «она слабоумная», ребята смущаются. Да, дополняю, она не понимает реальности , смешно одевается, не видит нелепости своих манер и поведения . Но именно она обрисована однозначно, с нескрываемой авторской симпатией.

Прошу ребят найти фразу , где писательница эту симпатию выражает прямо. Кто-нибудь обязательно догадается — в самом конце, последняя фраза рассказа: «И Ася Шафран, наша полоумная родственница, сияла». «Наша полоумная родственница». Писательница как бы принимает Асю в свою семью, ощущает ее как родного, близкого человека.

Так вот, теперь и подумаем, что говорит нам писательница этим маленьким рассказом. «Что доброта — главное», — говорят ребята. «Что слабоумный — такой же человек». «Что любой человек может делать добро». «Да, — подытоживаю я, — получается так. Пусть человек и не очень умный, но если он вносит в жизнь добро, то он достоин уважения и симпатии». Теперь предлагаю ребятам подумать над тем, кого из наших классиков напоминает рассказ по вниманию к самым обычным людям и самым обычным житейским ситуациям.

Конечно же, Чехова. Недаром он — любимый писатель Улицкой . Однако рассказы Улицкой, в отличие от чеховских, оптимистичны.

Задание на Дом — прочитать рассказ «Чужие дети» . Ему и посвящаем следующий урок. Начинаю с вопроса о том, в чем сходство этого рассказа с «Бедными родственниками». Вопрос никого не затрудняет: «Тут тоже все очень жизненно», «о самых обычных людях», «люди тоже с недостатками, но все равно мы их любим», «хороший конец», «этот рассказ также о доброте». «Да, — уточняю я, — о том, как доброта, сострадательность оказались сильнее недоверия и обиды».

Обращаю внимание ребят на то, как сильно и образно описан момент, когда плач девочек перевернул душу Серго, растопив гнев и обиду: «…чугунные небеса, которые он носил на своих окаменевших плечах, дрогнули». И дальше: «Эти чужие дети плакали. Их плач касался свежих разломов его сердца и отзывался на них».

Да, герои Улицкой не идеальные, но, согретые любовью автора, они вызывают в нас доброе, светлое чувство. Серго, решивший, что дети — не его, а его жена — «би-лядь», но самоотверженно, до боли душевной полюбивший этих, как он думал, чужих девочек. Эмма Ашотовна, которая всегда была несправедлива к зятю. Но ее недовольство, упрямство уходят, когда она видит страдания Серго за Гаяне.

Прошу ребят найти места, где писательница показывает, как общая беда сблизила тещу и зятя. «Впервые в жизни Серго взял под руку тещу и повел ее». «А на обратном пути из больницы, когда он совсем ослабел от волнения и слез, пожилая женщина взяла своего зятя под руку и повела…» И дальше: «Ах, дурак, дурак, — сочувственно и мимолетно подумала она о Серго. — Да и сама я дура…» И впервые в жизни Эмма Ашотовна обратилась к зятю с вопросом… Теплом и авторским сочувствием овеян этот эпизод. Говорим мы и о Бекерихе, внешне отвратительной, грязной, опустившейся, всеми презираемой, о том, как меняется наше отношение к ней, когда мы узнаем о пережитом ею.

После этого урока следует урок по Пьесам Вампилова , затем — итоговый. Говорим о том, что объединяет лучшие произведения литературы второй половины XX века и современной. Это — внимание к самым обычным людям, к повседневной реальности, вера в человека, оптимизм.

Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанных произведениях , читают особенно полюбившиеся места. Если остается немного времени, даю сочинение. Одна из тем — «Положительный герой в литературе второй половины XX века и современной». Иногда тема эта вызывает вопрос: «А что такое положительный герой?» Отвечаю просто: «Да не мудрствуйте вы, ребята.

Это просто хороший человек, ярко и сильно обрисованный». Бывает, кто-нибудь спрашивает, «что такое хороший человек». «Ну, с твоей точки зрения», — говорю. Поясняю, что тему не обязательно понимать как обобщающую, можно писать и о ком-нибудь одном.

Пишут и о героях Дудинцева, и об Иване Денисовиче, и о Матрене, и об астафьевском Сергее Митрофановиче, и об Асе и Серго из рассказов Улицкой, и о Шаманове и Валентине из «Прошлым летом в Чулимске».

Эти произведения вызывают неподдельный интерес подростков. Бывает, что и после окончания школы, уже став студентами, они просят дать список и других произведений этих писателей.

Инна Яковлевна Кленицкая, Учитель литературы московской школы № 179
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Три рассказа современных писателей