Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из ключевых произведений писателя-классика. Оно освещает не только проблемы «новой общественной болезни шестидесятых годов» — возникновение, распространение, развитие бесчеловечных идей, но и трагедию человеческой личности в этих социальных условиях, падение человека, его духовную и физическую деградацию и, увы, не всегда возрождение. Роман удивительно драматичен, психологичен и многогранен.
В нем показана своеобразная попытка бунта «униженных и оскорбленных»,
Ответ прост — его теория. Но не просты причины, по которым она возникла, сформировалась, окрепла и овладела умом
Вспомним, какими картинами изобилует роман: кабаки, полные зловония, в которых пропадают такие люди, как Мармеладов, бесконечно любящий жену и детей, упивающийся собственными страданиями. Вот пьяная девочка, над которой кто-то жестоко надругался, и господин, похотливо подстерегающий ее. Может показаться, что автор намеренно сгущает краски. Это не так.
Перед нами горькая, предельно обнаженная правда, которую Достоевский, как тонкий психолог, мастерски использует для того, чтобы затронуть самые чувствительные струны сердец читателей. Но есть и другая причина — характер главного героя. «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.
Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера сменяются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то», — таков весьма точный отзыв Разумихина. Неслучайно автор дает своему герою такую фамилию. По моему мнению, в расколе души героя и возникновении его теории виновато общество.
Страшнее всего то, что увлекает она людей, способных сказать новое слово, что-то изменить. Теорию Родиона Раскольникова можно назвать различно: теория вседозволенности, «сверхчеловека», «двух разрядов». Суть остается прежней — она и безнравственна, и бесчеловечна, ибо допускает убийство. Согласно ей, все человечество делится на две категории: «твари дрожащие» и «сильные мира сего», попирающие законы человеческой морали. «Сильные мира сего» проливают, если нужно, кровь, и вершат суд ради осуществления своих идей.
Раскольников задается вопросом, к какой категории он принадлежит: «тварь я дрожащая или право имею?» Поэтому он и совершает убийство. Герой решает убить Алену Ивановну, процентщицу, с тем, чтобы деньги ее использовать на благо человечеству. Он думает, что это маленькое преступление загладится тысячами добрых дел. Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности. Ему нужна власть и самоутверждение.
По ходу действия романа герой не только не отказывается от теории, но и старается жить по ней. Он оказывается на самом дне: не осталось ни идеалов, ни любви, ни дружбы — ничего, только болезненные порывы и эмоции, больше похожие на припадки. Самое ужасное заключается в том, что Раскольников не раскаивается в содеянном. Его муки носят иной характер — он признает свою слабость, принадлежность к «тварям дрожащим». «Я не человека убил, я принцип убил!» — говорит герой. Его бунт против бесчеловечности сам по себе бесчеловечен, и потому теория вседозволенности терпит крах, не выдерживает жизненной проверки.
Казалось бы, улик нет, преступник объявился, все складывается в его пользу. Теперь нужно было подумать хотя бы одним «краешком мысли» о том, как использовать украденные деньги, чтобы стать добродетелем человечества. Но Раскольников не смог сделать этого. Кроме того, по его теории получается, что и Соня, и мать, и сестра, и друг — щедрые, великодушные люди принадлежат к разряду «низших».
Герой всем сердцем восстает против этого. Ведь, если они низшие, топор Раскольникова мог бы обрушиться на них. Получается, он убил старуху бесцельно. Денег, чтобы стать благодетелем, нет, убита Лизавета, та самая, кого Раскольников хотел освободить от такой жизни.
Неужели человек в этом романе мог погибнуть безвозвратно? Выздоровление героя будет медленным и мучительным, через столкновение с другой теорией — смирения и всепрощения, носителем которой является Сонечка Мармеладова. На протяжении всего романа она рядом с Раскольниковым. Именно ей первой он признается в убийстве.
Именно она делит с героем годы каторги. Образ Сони чрезвычайно многогранен. С одной стороны, она воплощение кротости и страдания, а с другой — в ней возвеличены добро, жизнестойкость.
В кротости и смирении этой самоотверженной девушки заложен глубокий смысл. Лишь сохраняя веру в счастье, любовь к жизни и людям, можно противостоять злу. Потому для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться чужого счастья путем убийства или насилия. Раскаяние — единственный путь спасения.
И в финале Раскольников оказывается у ног Сонечки: «Как это случилось, он и сам не знал; но вдруг что-то как бы подхватило и бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени». Прозрение пришло: «Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскрешения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для другого».
Им оставалось лишь семь лет — что эти семь лет перед счастьем обновленной жизни! Роман Достоевского оставил глубочайший след в моей душе. Он удивительно многогранен в затронутых проблемах: мы видим и страдания «униженных и оскорбленных», и падение человека, и его возрождение. Прочитав это произведение, я снова убедилась, что все человечество должно жить по заветам божьим.
Если людям будет позволено переступить не только через себя, но и через других — исчезнет Добро, Надежда, Вера, Любовь. А как может существовать мир без любви?