Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души
«Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение жанра «Мертвых душ» до сих пор вызывает споры. С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление.
Реализм Гоголя в большой степени насыщен обличительной, бичующей силой — это отличает его от предшественников и современников. Художественный
Гоголь находил, что сюжет «Мертвых душ», подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает возможность изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен
Затем изображается отношение Чичикова к каждому из помещиков и описывается сцена купли-продажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание. О «весьма обходительном и учтивом помещике Манилове» мы узнаем в первой главе,, где автор изображает внешность его, особенно глаза — «сладкие, как сахар». Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в употреблении деликатнейших оборотов речи: «позвольте вам этого не позволить», «нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю».
Прекраснодушие Манилова, незнание им людей выявляются в оценке городских чиновников как людей «препочтеннейших и прелюбезнейших». Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатира: на столе «нет такого обеда, какой… в столицах… щи, но от чистого сердца», дети — Алкид и Фемистоклюс — названы именами древнегреческих полководцев, чтобы показать образованность родителей. Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Он сам «мертвая душа», обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны.
Каких же последствий для экономического развития страны можно ждать от маниловского хозяйствования! Помещица Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжонок», живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. За Коробочкой следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях, во лжи. С иронией называет Гоголь его «в некотором отношении исторический человек», потому что, где бы ни был Ноздрев, нигде не обходилось без «историй», то есть без скандала.
Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, дерет с них три шкуры. Собакевич быстро раскусил затею Чичикова и понял свою выгоду. «Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!» — так характеризует его Чичиков.
Впервые увидев Плюшкина, Чичиков «долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства… Крестьян он заморил голодом, и они «мрут, как мухи» . Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий. Разорил крестьян, губя их непосильной работой.
Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в «чистый навоз». Писатель горестно восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.
Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства.