«Горе от ума» в одноименной комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума» в одноименной комедии А. С. Грибоедова Одной из основных проблем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является проблема ума. О значимости этого вопроса в произведении свидетельствует уже его название. И действительно, образованный и прогрессивный главный герой комедии, попав не в «свою среду, оказывается ее жертвой и терпит полное крушение надежд и мечтаний. Но только ли Александр Андреевич Чацкий испытывает здесь «горе от ума»? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно выяснить, как вообще герои понимают «ум».
Старомосковское
Все это пустяки по сравнению с возможностью «не то на серебре, на золоте» едать. Именно таким примером для подражания является у Фамусова его
Сам Павел Афанасьевич богат, числится на важной службе , протежирует своих родственников, чтит авторитеты и неукоснительно выполняет все правила, существующие в старомосковском обществе. Он, безусловно, «умен». «Умен» и его секретарь Молчалин, который выбился «из грязи в князи». Сын безвестных родителей, этот никчемный человечек лестью и подхалимством достиг много — служит секретарем у самого Фамусова. Но и на этом он не останавливается — ведь изображая влюбленность в Софью Фамусову, он наверняка добьется еще больших «благ». Как личность Молчалин ничтожен.
Он не стремится к развитию и самосовершенствованию, не имеет собственных взглядов и мнений. Больше того, он считает это преступлением: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Да это и не нужно для достижения жизненного успеха — в фамусовском обществе это не в цене. Здесь нужно мыслить так, как велят авторитеты, вроде княгини Марьи Алексевны, и ты всегда будешь в фаворе. Совершенно другое представление об уме у главного героя комедии — Чацкого.
Он тоже выходец из старомосковской среды, однако учеба в университете и жизнь за границей кардинально повлияли на его мировоззрение. Герой — носитель прогрессивных взглядов. Что это значит по отношению к русскому обществу начала 19 века? Прежде всего, Чацкий — человек глубоко и всесторонне образованный, он стремится к знаниям и просвещению, в которых видит путь к счастливому будущему не только отдельных людей, но и всей страны в целом.
Этот человек — личность, самостоятельная и смелая, имеющая смелость высказывать собственные суждения, нести за них ответственность. У Чацкого очень высокая нравственная «планка», у него обострено чувство собственного достоинства: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Кроме того, этот герой — горячий патриот. Он на деле, а не на словах печется о судьбе России, хочет участвовать в ее будущем.
Чацкий убежден, что уже наступило «новое время», пришел «нынешний век», кардинально отличающийся от «века минувшего»: «Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…» Таким образом, в «Горе от ума» сталкиваются два разных мировоззрения, два разных представления об «уме». Мы понимаем, что они никогда не смогут найти общий язык или компромисс. И действительно, в произведении между этими жизненными философиями происходит «смертельная» борьба, в которой, в основном из-за превосходящей численности, побеждает фамусовское общество. Чацкий вынужден бежать, повергнутый и озлобленный, — ведь он потерпел поражение и на личном, и на общественном фронтах.
Но есть надежда, что его победа, гораздо более масштабная, еще впереди. Так, к финалу комедии мы понимаем, что каждый из героев терпит свое «горе от ума»: Чацкий — от своей горячности и самонадеянности, семья Фамусова — от собственных же принципов и окружения. Проблема ума, таким образом, становится существеннейшей проблемой в произведении, помогающей не только раскрыть характеры героев, но и показать эпоху, запечатлеть главные конфликты грибоедовского времени.