Образ России и народа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким делом жизни для Н. В. Гоголя явились «Мертвые души». Писательская биография этого художника продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами». Это, пожалуй, самое значительное произведение Гоголя. «Мертвые души» — итог многолетних наблюдений и раздумий автора над человеческими судьбами, судьбами России.
За удивительным
Большое внимание автор уделяет изображению поместного дворянства, подчеркивая его деградацию. Главы о помещиках расположены Гоголем в строго продуманном порядке: от меньшего зла к большему. Автор представляет всех помещиков, изображенных в поэме, как силу крайне косную, лишенную патриотических
Их описанию Гоголь также уделяет достаточно большое место. Писатель не дает широко развернутых образов, уделяя основное внимание характеристике этой среды в целом. Чиновники сознательно обезличены. Автору важно подчеркнуть главное — антинародность и антигосударственность их деятельности, которую Гоголь доводит до степени гротеска и фантасмагории. Живую, одухотворенную силу русской нации писатель увидел в русском народе.
В изображении России народной Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он не идеализирует крестьянство. На протяжении всего произведения появляются гротескно-комические образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловек», образы Селифана, Петрушки, дяди Митяя и дяди Миняя, Карпа, Поликарпа и других. Но в своих лирических отступлениях, в многочисленных эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается единовластно его судьбой.
Тема богатырства русской души вводится незаметно уже в первой главе и затем доходит до подлинного пафоса в заключительной: «Здесь ли не родиться богатырю…». Талантливость и трудолюбие русского народа изображены в образах «ярославского расторопного мужика», который одним долотом и топором смастерил экипаж, плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Максима Телятникова, каретника Михеева. О талантливости народа говорит и его речь, в которой проявился «живой и бойкий русский ум». «…
Но нет слова, — пишет автор, — которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Именно свободолюбие народа, его богатырский дух, «живой и бойкий» ум дают автору право верить в будущее России. В одиннадцатой главе поэмы сливаются воедино два важнейших мотива творчества Гоголя — мотив России и мотив дороги. Они составляют лирическое отступление, который завершает первый том «Мертвых душ». «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в этом отступлении как видение автора, который стремится понять ее движение: «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
Гоголь страстно желает понять смысл и цель исторического движения России. Можно сказать, что итогом философских и художественных размышлений автора стал образ неудержимо мчащейся страны, устремленной в будущее и не повинующейся своим седокам-«небокоптителям», неподвижность которых противопоставлена неостановимому движению России. Размышляя о Родине, Гоголь напоминает о том, что скрывается за изображенной им «тиной мелочей». Он говорит о «чудном, прекрасном делеке», из которого смотрит на Россию. И все «мелкие» герои, изображенные им, постепенно исчезают на фоне необъятной махины — Руси.
Только сам автор, наделенный знанием России, полученной им от русской земли, становится единственным эпическим героем «Мертвых душ», прообразом того богатыря, который, по убеждению. Гоголя, должен появиться на Руси. Тема России и русского народа — главная тема поэмы «Мертвые души».
Именно ради нее было задумано и создано гениальное, во многом пророческое произведение Н. В. Гоголя.