Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе «Мастер и Маргарита», пока ни одному критику не удалось — у каждого критика — «свой» Булгаков, как и каждого читателя». Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа.

Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие «мастер» намного

шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере.

Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: «Вы художник?» он отвечает: «Я — мастер». Мастер — это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер — человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность.

В мастере Булгакова

соединились конкретность и доходящая до символа обобщенность . Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, — тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, «целителями уставших наших душ». Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.

Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты — красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного — не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.

Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, — «Роковые яйца», «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Белая гвардия». Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное.

Более того — самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан.

Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации. «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит герой Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал».

Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище — роман о Понтии Пилате. В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: «Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом говорил Левий». Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места «в свете»? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам.

В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой — чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.

И все таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина — Маргарита.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»