Урок — деловая игра по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»

Эпоха Ивана Грозного — одна из сложнейших и трагических: именно в ней были заложены истоки Смутного времени, грозившие России гибелью и потерей национальной независимости. Материал этот изучается на уроках истории в 7-м классе, в качестве его закрепления в 8-м классе мы обратились к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный». Чтобы ярче представить традиции, верования, праздники XVI века, пригласили ансамбль народной музыки «Традиция».

Урок был проведен в форме деловой игры: учащиеся трех классов поочередно по 15 минут работали на

станциях — Галерея исторических портретов ; Традиция ; Историческая ; Литературная ; Лингвистическая ; Искусствоведческая.

В подготовке и проведении игры принимали участие преподаватели различных дисциплин. По итогам работы победители были награждены на линейке.

Станция «Историческая»

1. В «Предисловии» к роману А. К. Толстой писал, что «имеет целию… изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение… нравов русского общества во второй половине XVI столетия». Изображение эпохи начинается 23 июня 1565 года. Какие события в русской истории эпохи Ивана IV предшествовали этой дате?

Ответ

1547

Год — возведение великого князя Ивана IV в цари. Это событие приравнивало его к самым знатным правителям других государств и положило конец политической зависимости от иноземных восточных монархов.

1549-1560 годы — период решительных реформ Избранной рады, протекавший в условиях мира между всеми классами и сословиями русского общества. Советниками царя были люди незнатные, но дальновидные — дворянин Алексей Адашев, священник Сильвестр, князь Андрей Курбский и др. За это время сформировалась развитая система «приказов», то есть органов центрального управления, исполнявших функции нынешних министерств.

Был введен в действие новый Судебник — свод действующих законов, нечто среднее между уголовным кодексом и конституцией.

2. Князь Никита Роман ович Серебряный пять лет провел в Литве, куда посылал его царь «подписать мир на многие лета после бывшей тогда войны». О какой войне идет речь? В чем ее причины, каковы цели?

Ответ

Ливонская война . Рассчитывая закрепиться на берегах Балтийского моря, Иван Грозный объявил войну Ливонскому ордену, русские войска вошли в Прибалтику. Ливонский магистр отдался под покровительство Польши и Литвы, в конфликт вмешались Дания и Швеция. Затянувшаяся война подрывала хозяйственное положение России и закончилась для нее неудачно.

3. «- Какая опричнина? Что за опричники? — спросил князь.

— Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы-де люди царские — опричники.

А вы-де земщина!.. Так царь указал!» Дайте исторический комментарий к этому диалогу.

Ответ

В 1563-1564 годах на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов, занимавших должности воевод. В начале 1565 года Иван Грозный неожиданно покинул Москву и сделал своей резиденцией Александрову слободу. Условием своего возвращения к власти он выдвинул требование расправы над изменниками по монаршему усмотрению. Тогда же он учредил Опричнину.

Из всей государственной территории ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо Всех остальных областей: в нем были свои собственные приказы, свой царский «особный двор», свое войско. Территорию земщины обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.

4. Каковы последствия правления опричнины на Руси? Каково отношение А. К. Толстого к описываемым событиям?

Ответ

Результатом правления опричнины стали многочисленные казни и ссылки; жесточайшему разгрому подверглись центральные и северо-западные русские земли, где боярство было особенно сильным; соединение с бедствиями Ливонской войны привело к запустению центральных уездов России; правление опричнины привело к окончательному закабалению крестьянства: был отменен Юрьев день, установлен пятилетний сыск беглых крестьян, введены «заповедные годы».

В «Предисловии» к роману автор признается, что из уважения к нравственному чувству читателей «оставался постоянно ниже истории». При чтении источников книга «выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования».

5. Используя материал романа, расскажите о завоевании Сибири.

6. Расскажите об обычаях и нравах Александровой слободы. Как теперь называется это место?

Станция «Литературная»

1. Кто из героев…

— Имел наружность, соответствующую простосердечному и откровенному нраву? ович Серебряный.)

— Успел изучить оттенки царского нрава, отгадывал и объяснял неуловимые изменения лица его?

— Сказал царю «…пока ты к заутрене звонишь да кровью упиваешься… нахлынет орда на Москву и не будет воевод отстаивать святыни господней… и будешь ты, царь всея Руси, в ноги кланяться хану и, стоя на коленях, стремя его целовать!»

— «…Нравственно уединил себя от всех людей, жил посреди них особняком, отказался от всякой дружбы… перестал быть человеком и сделал из себя царскую собаку…»?

— «…Бывало, в летнике, словно девушка, плясывал; а теперь… поднял крестьян и дворовых и напал на татар; должно быть, и в нем русский дух заговорил»?

— «…Человек лет сорока… на груди его звенели железные кресты и вериги… лицо его выражало необыкновенную доброту…»?

— Кто, кому и по какому поводу сказал: «Не личила бы нам радость, когда вся земля терпит горе и скорбь великую!»?

— При чьем имени ребенок переставал плакать, в испуге прижимался к матери?

2. Задание «Аукцион вещей»

На подносе лежат предметы. Необходимо угадать их владельца, определить значение предметов для характеристики героев: кольцо; деревянные четки; ладанка; крест-тельник; кольчуга; голубая лента.

Станция «Лингвистическая»

1. Определить лексическое значение устаревших слов, найти среди них архаизмы и историзмы.

— Алтын ;

— Дворецкий ;

— Дьяк ;

— Земщина ;

— Игумен ;

— Келья ;

— Кравчий ;

— Ладанка ;

— Окольничий ;

— Опала ;

— Оружничий ;

— Посадские люди ;

— Ратник ;

— Рында ;

— Саадак ;

— Стольник ;

— Стремянный ;

— Стряпчий .

2. Каково современное значение пословиц, поговорок? Кто из героев романа их произносит, по какому поводу?

Гл. 1. «Опричники» — «Кречет соколам не помеха».

Гл. 2. «Новые товарищи» — «Береженого коня и зверь не вредит «.

«Не тряси яблони! Дай дрожжам взойти, сам-четверт Урожаю».

Гл. 7. «Александрова слобода» — «…наклад с барышом угол об угол живут».

Станция «Искусствоведческая»

1. В честь какого события был заложен Иоанном IV храм Покрова Богородицы? Как позднее он стал называться? Покажите его среди репродукций храмов.

построен в 1555-1561 годах зодчими Бармой и Постником в ознаменование покорения Казанского ханства.)

2. Среди репродукций найти Александрову слободу. Каково ее назначение в эпоху Ивана Грозного? Как ныне называется это место?

3. Собор Василия Блаженного и церковь Вознесения в селе Коломенском входят в список памятников мирового значения организации ЮНЕСКО. В чем особенность этих храмов?

4. Среди репродукций найдите картины, относящиеся к эпохе Ивана Грозного. Назовите авторов и прокомментируйте события.

5. Среди представленных вещей определите атрибуты царской власти. Что вы можете рассказать о них?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок — деловая игра по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»