Своеобразие поэзии М. В. Ломоносова
Замечательных успехов русская поэзия классицизма достигла в творчестве М. В. Ломоносова. Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской нации на определенном очень важном этапе ее развития, главной темой его творчества является тема родины, ведущей идеей — идея утверждения величия русского народа и могущества России. Интересно, что в поэтическом творчестве этого государственного деятеля, философа, ученого, художника ярко отразились его просветительские взгляды. Даже в торжественных одах он не сходит со своих демократических позиций и прославляет
Многие поэтические произведения Ломоносова наполнены упоминаниями о «ратях», «земледелах», пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых . Убежденный сторонник высокой идейности и гражданственности в искусстве, Ломоносов наиболее четко выразил свои взгляды в программном цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном» . В нем представлены две противоположные поэтические позиции. Одну из них представляет Анакреон, древнегреческий поэт, считающий, что целью поэзии должно быть воспевание радостей бытия: любви, дружбы, вина: Да гусли поневоле Любовь
Требования, предъявляемые Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены им самим в его собственной поэтической практике, и в первую очередь, в одах. В них поэт воспевает величие России, ее огромные территории, неисчерпаемые природные богатства, талантливых людей: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля Свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью Твоей цветет. Поэт призывает сохранять и развивать свое отечество. Для этого нужно мобилизовать все силы: упорно трудиться, развивать науку и искусство, стойко защищать родину от врагов. Особое место в творчестве поэта занимают научно-философская лирика , являющаяся образцом «научной поэзии».
Здесь Ломоносов совмещает две цели — просветить, дать представление о каком-то научном процессе и изложить все это в поэтической, художественной форме: Во зрительных трубах Стекло являет нам, Колико дал творец пространство небесам. Толь много солнцев в них пылающих сияет, Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет. Поэтический язык Ломоносова насыщен разнообразными художественными средствами. Он использует в своих произведениях многочисленные стилистические фигуры — риторические восклицания и вопросы, сравнения, перефразы, усложненные метафоры. Часты в его стихотворениях образы из древнегреческой, древнеримской и славянской мифологии: И се Минерва ударяет В верьхи Рифейски копием; Сребро и злато истекает Во всем наследии Твоем.
Плутон в расселинах мятется, Что Россам в руки предается Драгой его металл из гор… Все эти художественные особенности — не столько следование традициям классицистических жанров, сколько новаторство, творческие находки самого поэта. Можно сказать, что поэзия М. В. Ломоносова изменила облик русской литературы и определила дальнейшие тенденции ее развития. Важнейшей заслугой этого поэта является освоение европейских традиций в сочетании с активным использованием национального культурного опыта. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов не считал занятия поэзией своей главной целью.
Но достигнутые в ней успехи столь велики, что В. Г. Белинский с полным правом назвал его «Петром Великим русской литературы».