Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» — произведение, в котором воплотились творческие принципы писателя. Удивительное владение сюжетом и мастерство слова достигают у него подлинного расцвета. Яркая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная на экране и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя. Композиционно анализируемая сцена является кульминацией и развязкой конфликта, завязавшегося в первых главах романа. В ней в раскрывается удивительный
Афанасий Иванович Тоцкий, чьей «наложницей», как она сама себя называет, была Настасья Филипповна, собрался жениться на одной очень богатой и знатной особе. Но для этого герой решил избавиться от Барашковой, выдав ее замуж. Так как женщину с подобной репутацией никто не соглашался брать в жены, Тоцкий предложил Гавриле Ардалионовичу Иволгину грязную сделку, на которую тот согласился. В итоге, он сватается к Настасье Филипповне. Но Рогожин, безумно влюбленный в Настасью Филипповну, устраивает в доме Иволгиных скандал.
Он обещает «купить» Ганьку за три целковых, а Настасье
Ситуация, в которой находятся все герои, очень напряженная. Внешне они пытаются сохранить спокойствие и чинность, принятую в высшем обществе. Внутри же каждого из героев бушует буря. Несколько раз на протяжении предыдущих двух сцен Настасья Филипповна предупреждает, что сегодня произойдет «развязка».
Развязка — главное слово эпизода. События начинают развиваться еще в 14 главе, когда Настасья Филипповна отказывается выйти замуж за Ганю. В главе пятнадцатой появляется Рогожин: он принес Настасье Филипповне сто тысяч.
В ней же князь Мышкин предлагает Барашковой выйти за него замуж, но она отказывается, так как не хочет погубить «этакого-то младенца». Вся сцена происходит на высочайшем эмоциональном накале. В эпизоде практически нет слов автора. Лишь реплики героев, которые характеризуются отрывистостью.
Это почти выкрики. После каждого предложения стоит восклицательный знак. Центр притяжения сцены — образ Настасьи Филипповны.
Для нее ситуация уже давно зашла в тупик. Отказавшись выйти за князя, она соглашается ехать за деньги с Рогожиным. Но все ее поведение указывает на то, что такое решение было принято в крайнем отчаянии. Настасья Филипповна устраивает настоящий скандал и раскрывает все карты. Она обвиняет Афанасия Ивановича при всем обществе: «…месяца по два гостил в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет…».
Настасья Филипповна открыто бросает вызов обществу: «А теперь я гулять хочу, я ведь уличная!…Смотри, князь, твоя невеста деньги взяла, потому что она распутная, а ты ее брать хотел!…Мои деньги! Я их за ночь у Рогожина взяла!» Настасья Филипповна берет у Рогожина деньги и бросает их в огонь. Ее условие: если Ганя достанет пачку из огня голыми руками, то заберет все сто тысяч.
На самом деле, в этой сцене героиня вызывает на своеобразный поединок не только Ганю, но и все общество. Фердыщенко умоляет позволить зубами выхватить одну лишь тысячу, Лебедев обещает влезть в камин с головой. Всюду крики, охи, стоны.
Никто не остается равнодушным к горящим деньгам. Как только пачка вспыхнула в камине, «все ахнули». И только Мышкин и Рогожин ведут себя по-другому. Мышкин «наблюдал грустно и молча», а Рогожин «весь обратился в один неподвижный взгляд.
Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе»: «Вот это так королева…вот это так по-нашему…кто из вас, мазурики, такую штуку сделает, а?» Гаврила Ардалионович «не мог отвести глаз от огня, от затлевшейся пачки». Но он все-таки удержался от унижения броситься в огонь. От нервного перенапряжения Ганя упал в обморок.
Пачка денег, которую не успел затронуть огонь, по велению Настасьи Филипповны, была отдана ему. Вся сцена сожжения денег символична. По сути, в ней овеществляются все нематериальные ценности: брак, любовь, свобода. Достоевский переводит все человеческие ценности в логику рынка. Настасья Филипповна на этом рынке является основным товаром: она заперта в треугольнике купли-продажи, который составляют Тоцкий, Епанчин и Ганя.
Так как Ганя — самое слабое звено в этой цепи, то Настасья Филипповна выбрала его в качестве жертвы. Другой возможности вырваться из плена ей не представлялось. Хотя было и еще две возможности: князь Мышкин и Рогожин. Второй вовлекал ее все в тот же рынок, но предлагал ей и еще один способ оплаты — свою безумную любовь.
Впрочем, отношения с Рогожиным Настасья Филипповна всегда воспринимала только с «рыночной» стороны. Отказ Настасьи Филипповны от, казалось бы, блестящего брака с богатым Мышкиным — единственный вариант для нравственно чистой героини. Большое значение в данной сцене имеет образ огня. Это огонь очищения и освобождения Настасьи Филипповны. Бросив в огонь деньги и уйдя с Рогожиным просто так, героиня провозгласила свою свободу совершать поступки, которые кому-то могут показаться безумными.
Кроме того, это и месть. Месть Гане и всему обществу, которое вовлекло ее в свой «рынок», заставило стать «продажною». Неслучайно в конце главы Птицын рассказывает Тоцкому притчу о японцах: «Обиженный там будто бы идет к обидчику и говорит ему: «Ты меня обидел, за это я пришел распороть в твоих глазах свой живот», и с этими словами действительно распарывает в глазах обидчика свой живот и чувствует, должно быть, чрезвычайное удовлетворение, точно и в самом деле отомстил».
Настасья Филипповна и в самом деле погубила себя в глазах общества. Поэтому огонь в сцене несет еще, как мне кажется, символ жертвенности. Героиня попыталась разорвать порочный круг «продажных отношений» и принесла в жертву этому свою репутацию и доброе имя.
Но, к сожалению, круг разорван не был, о чем мы узнаем из дальнейшего действия романа.