Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»
Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: «Здравствуй, племя младое, незнакомое».
Тютчев свою тревогу передает через описание волнения морского: «Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты?..» Есенин воспринимает старую деревню через избу: «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». У Заболоцкого гроза не простая. Она, как жизнь, ловит его и бьет: Сколько раз она меня ловила, Сколько
Иногда неуверенность вынуждает его остановиться, оглянуться: «Сколько раз, ее увидев в поле, замедлял я робкие шаги…» Но и остановки не спасают дерзкого поэта от политических репрессий. Тут он сравнивает себя с могучим кедром: «Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен…» Но если дерево уже мертво, то человек способен на борьбу: «Почему же, надвое расколот, я, как ты, не умер у крыльца, и в душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!» Ответ на этот
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать человеку выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем».
Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей.
У Заболоцкого функции серафима выполняет гроза, которая в процессе всего творчества, стремления поэта ввысь пытала его и терзала, и в конечном итоге закалила, как закаливают сталь. Не зря же Заболоцкий уверен, что: Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом — Училище миров, неведомых доселе. Поэзия есть мысль, устроенная в теле.
А как же иначе! Ведь в его «душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»