Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»

Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: «Здравствуй, племя младое, незнакомое».

Тютчев свою тревогу передает через описание волнения морского: «Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты?..» Есенин воспринимает старую деревню через избу: «Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». У Заболоцкого гроза не простая. Она, как жизнь, ловит его и бьет: Сколько раз она меня ловила, Сколько

раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Не всегда поэт уверенно вступает в схватку с невзгодами.

Иногда неуверенность вынуждает его остановиться, оглянуться: «Сколько раз, ее увидев в поле, замедлял я робкие шаги…» Но и остановки не спасают дерзкого поэта от политических репрессий. Тут он сравнивает себя с могучим кедром: «Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен…» Но если дерево уже мертво, то человек способен на борьбу: «Почему же, надвое расколот, я, как ты, не умер у крыльца, и в душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!» Ответ на этот

вопрос есть у Пушкина: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать человеку выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем».

Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни. Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей.

У Заболоцкого функции серафима выполняет гроза, которая в процессе всего творчества, стремления поэта ввысь пытала его и терзала, и в конечном итоге закалила, как закаливают сталь. Не зря же Заболоцкий уверен, что: Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом — Училище миров, неведомых доселе. Поэзия есть мысль, устроенная в теле.

А как же иначе! Ведь в его «душе все тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет»