Открытый урок по географии «Реки» 6 класс
Открытый урок по географии
Тема: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
Задачи:
Образовательные задачи:
Сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;
Познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;
Научить определять левые и правые притоки реки.
Развивающие задачи:
Развивать умение описывать
Раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;
Сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;
Формировать умения работать с различными картами.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Географическая номенклатура: реки — Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады — Анхель, Ниагарский.
Оборудование
Урок составлен по учебнику Герасимова Т. П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. — М.: Дрофа, 2007.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания:
Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.
У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.
1. Перечислите условия образования подземной воды.
2.Установите соответствие:
А. минеральными водами | |
2. Горные породы, пропускающие воду, называются… | Б. источниками |
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах называются… | В. межпластовыми водами |
4. Слой, насыщенный водой называется… | Г. водоносным слоем |
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются… | Д. пещерами |
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются… | Е. водопроницаемыми горными породами |
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется… | Ж. грунтовыми водами |
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются… | З. подземной водой |
Взаимопроверка .
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:
Течет, течет — не вытечет;
Бежит, бежит — не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Сегодня на уроке мы поговорим о реках.
— А что вы знаете о реках?
— А что бы вы хотели еще узнать о реках?
Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.
Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
— Что такое река?
Река — это поток воды, текущий в выработанном им углублении — русле реки. Запись определения в тетрадь.
На доске схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
— А откуда река может брать свое начало?
— Значит, что такое исток?
Исток — место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.
— Куда река может впадать?
— Как называют это место?
Устье — место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье — в Каспийском море.
Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.
— Как же определить, какой приток — правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева — левый приток.
Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.
1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама — левый приток Волги.
Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.
Речная система — главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.
Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.
Водораздел — граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.
По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую — в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах — по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.
Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.
Речной бассейн — это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.
У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 — чуть меньше площади Австралии.
— А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.