Математика» КРУГ. Окружность»

Конспект урока математики по теме:
«Круг. Окружность»

Цели и задачи урока:

Познакомить с новыми понятиями . Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами. Закреплять умения решать задачи и примеры.

Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.

Оборудование: Учебник «Математика»

3 класс часть1 ,по Богдановичу, фигуры; циркуль; ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций.

Ход урока

І. Организация класса.

У : Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?

Д :

— Улыбнулись друг другу.

— Пожелали получить «5».

— А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться.

— Я желаю успехов в работе.

У : А какой девиз нашей работы?

Д : Все помогают каждому, каждый помогает всем.

У : Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно.

ІІ. Постановка темы и целей урока.

У : Продолжаем работать в нашей мастерской. На доске записана

тема урока . Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

5 — р

4 — у

0 — г

7 — к

Ответ:

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Ответ:

В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.

У : — Кто догадался, какая тема урока?

Д :

— Я думаю, что мы узнаем о круге.

— А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.

У : Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.

Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.

ІІІ. Работа над пройденным материалом.

У : Все учебные задачи принимаются, но сначала потренируем внимание и память.

Выполните упражнение 5, стр. 95 самостоятельно:

1 вариант — 1 строка; 2 вариант — 2 строка; 3 вариант — 3 строка.

Взаимопроверка осуществляется так: дети 1 варианта 1 группы проверяют работу детей 1 варианта 2 группы и наоборот; дети 2 варианта 1 группы проверяют работу детей 2 варианта 2 группы и т. д.

Поставьте на полях оценку.

ІV. Работа над новым материалом.

1). Работа по учебнику, стр. 94.

У : С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

Д :

— Я видел циферблат в часах в форме круга.

— А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.

— У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.

У : Правильно, ребята. Консервная крышка тоже имеет форму круга. Границы любого круга — это Окружность.

Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки — это «окружность». Прочитайте правило об окружности в учебнике и скажите, что вы о ней узнали.

2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: «Правила пользования циркулем и ножницами».

Циркуль — это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу «иглой вперед».

Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу «тупым концом», т. е. колечками.

У : Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.

У : Какая ножка циркуля стоит в центре окружности — игла или грифель?

Д :

— Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.

— Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.

У : Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

У : Какой ножкой циркуль чертит?

Д : Циркуль чертит грифелем.

У : Прочитайте об этом в учебнике, стр. 94.

У : Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность — развести их или сдвинуть ближе?

Д :

— Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.

— Нет, я думаю их нужно сдвинуть ближе.

— Ты ошибаешься: если ты сдвинешь ближе ножки циркуля, то получишь маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.

У : Ты правильно догадался, Алеша. Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. А теперь самую маленькую, какая у вас только получится .

3). Составление аппликации на цветной бумаге.

Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.

1 группе нужно сделать аппликацию «Страусенок».

2 группе — аппликацию «Цыпленок».

Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.

V. Физкультминутка.

У : А сейчас немного отдохнем.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем —

Руки согнули назад.

4). Задание 1, стр. 95. Прочитайте внимательно.

Начерти и вырежи любой круг и убедись с помощью перегибания, что диаметр делит круг пополам. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?

Материал: циркуль, бумага, ножницы.

У : Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр . Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?

Д :

— Круг разделили на две части.

— Получилось две половины.

У : Закрасьте половину круга. Какие получились части?

Д :

— Я думаю, одинаковые части.

— А я тоже так думаю.

— Мне кажется, что на равные части разделили круг.

У : Почему вы думаете, что они равные?

Д :

— Они подходят, если приложить одну часть к другой.

— Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.

У : Молодцы. А какая линия сгиба?

Д :

— Она ровная, гладкая.

— Она прямая.

У : Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?

Д : Есть.

У : А как она называется?

Д :

— Мне кажется, что это отрезок.

— Я тоже думаю, что это отрезок.

У : Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге.

Чем отличается первый отрезок от всех остальных?

У : А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?

Д : Он проходит через центр.

У : Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется — Диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр — самый длинный.

Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 95.

5). Упражнение. Рисунок на доске.

У : Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.

У : Сколько диаметров можно провести в окружности?

Д :

— Думаю, что диаметров может быть много.

— И я тоже так считаю.

У : Какие они все по длине?

Д :

— Они одинаковые.

— Еще можно сказать равные.

У : Согните ваш круг по диаметру. Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга?

Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название — Сектор. Разверните ваш круг.

Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом Радиус.

— Сколько радиусов на вашем круге?

Д :

— У меня получилось 4 радиуса.

— У меня тоже их 4.

У : Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.

Д : — Радиусы одинаковые.

У : Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.

6). Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.

Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.

Ребята работают самостоятельно.

7). Самостоятельная работа. Решение задач.

2 ученика решают у доски.

1 вариант решает задачу 3, стр. 95

2 вариант решает задачу 4, стр. 95

Самопроверка.

Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.

VІ. Итог урока. Рефлексия.

У : На протяжение урока вы были активны и внимательны.

Справились ли мы с вами с поставленными задачами?

Д : Да, справились.

У : Что на уроке вам больше всего понравилось?

Д :

— Мне понравилось решать примеры и задачи.

— А мне понравилось чертить циркулем.

— А мне нравится работать самостоятельно.

— Мне понравилось делать аппликацию. Они получились у нас красивыми.

— Мне тоже понравилось чертить циркулем и еще делать аппликацию.

У : Что вы запомнили об окружности?

Д :

— Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно.

— А еще окружность — это граница круга.

У : Чем круг отличается от окружности?

Д : Мы сказали, что окружность — это граница круга. А круг — это площадь, ограничиваемая окружностью.

У : А что вы запомнили о диаметре?

Д :

— Диаметр — это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.

— Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.

— В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.

У : Молодцы, ребята. А что такое радиус?

Д :

— Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой.

— Радиусы равны.

У : А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет.

У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:

красный круг, если вам понравилось работать на уроке; синий круг — не понравилось работать на уроке; зеленый круг — не очень понравилось.

У : Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Учитель объявляет оценки.

VІІ. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника, стр. 94; 1 вариант — задача 4, стр. 95; 2 вариант — задача 3, стр.

96; на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.

Домашнее задание

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Математика» КРУГ. Окружность»