Математика» КРУГ. Окружность»
Конспект урока математики по теме:
«Круг. Окружность»
Цели и задачи урока:
Познакомить с новыми понятиями . Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами. Закреплять умения решать задачи и примеры.
Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.
Оборудование: Учебник «Математика»
Ход урока
І. Организация класса.
У : Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?
Д :
— Улыбнулись друг другу.
— Пожелали получить «5».
— А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться.
— Я желаю успехов в работе.
У : А какой девиз нашей работы?
Д : Все помогают каждому, каждый помогает всем.
У : Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно.
ІІ. Постановка темы и целей урока.
У : Продолжаем работать в нашей мастерской. На доске записана
1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 — р
4 — у
0 — г
7 — к
Ответ:
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
Ответ:
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
У : — Кто догадался, какая тема урока?
Д :
— Я думаю, что мы узнаем о круге.
— А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.
У : Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
ІІІ. Работа над пройденным материалом.
У : Все учебные задачи принимаются, но сначала потренируем внимание и память.
Выполните упражнение 5, стр. 95 самостоятельно:
1 вариант — 1 строка; 2 вариант — 2 строка; 3 вариант — 3 строка.
Взаимопроверка осуществляется так: дети 1 варианта 1 группы проверяют работу детей 1 варианта 2 группы и наоборот; дети 2 варианта 1 группы проверяют работу детей 2 варианта 2 группы и т. д.
Поставьте на полях оценку.
ІV. Работа над новым материалом.
1). Работа по учебнику, стр. 94.
У : С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
Д :
— Я видел циферблат в часах в форме круга.
— А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.
— У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.
У : Правильно, ребята. Консервная крышка тоже имеет форму круга. Границы любого круга — это Окружность.
Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки — это «окружность». Прочитайте правило об окружности в учебнике и скажите, что вы о ней узнали.
2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: «Правила пользования циркулем и ножницами».
Циркуль — это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу «иглой вперед».
Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу «тупым концом», т. е. колечками.
У : Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.
У : Какая ножка циркуля стоит в центре окружности — игла или грифель?
Д :
— Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.
— Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.
У : Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
У : Какой ножкой циркуль чертит?
Д : Циркуль чертит грифелем.
У : Прочитайте об этом в учебнике, стр. 94.
У : Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность — развести их или сдвинуть ближе?
Д :
— Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.
— Нет, я думаю их нужно сдвинуть ближе.
— Ты ошибаешься: если ты сдвинешь ближе ножки циркуля, то получишь маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.
У : Ты правильно догадался, Алеша. Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. А теперь самую маленькую, какая у вас только получится .
3). Составление аппликации на цветной бумаге.
Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.
1 группе нужно сделать аппликацию «Страусенок».
2 группе — аппликацию «Цыпленок».
Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.
V. Физкультминутка.
У : А сейчас немного отдохнем.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем —
Руки согнули назад.
4). Задание 1, стр. 95. Прочитайте внимательно.
Начерти и вырежи любой круг и убедись с помощью перегибания, что диаметр делит круг пополам. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?
Материал: циркуль, бумага, ножницы.
У : Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр . Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?
Д :
— Круг разделили на две части.
— Получилось две половины.
У : Закрасьте половину круга. Какие получились части?
Д :
— Я думаю, одинаковые части.
— А я тоже так думаю.
— Мне кажется, что на равные части разделили круг.
У : Почему вы думаете, что они равные?
Д :
— Они подходят, если приложить одну часть к другой.
— Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.
У : Молодцы. А какая линия сгиба?
Д :
— Она ровная, гладкая.
— Она прямая.
У : Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?
Д : Есть.
У : А как она называется?
Д :
— Мне кажется, что это отрезок.
— Я тоже думаю, что это отрезок.
У : Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге.
Чем отличается первый отрезок от всех остальных?
У : А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?
Д : Он проходит через центр.
У : Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется — Диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр — самый длинный.
Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 95.
5). Упражнение. Рисунок на доске.
У : Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.
У : Сколько диаметров можно провести в окружности?
Д :
— Думаю, что диаметров может быть много.
— И я тоже так считаю.
У : Какие они все по длине?
Д :
— Они одинаковые.
— Еще можно сказать равные.
У : Согните ваш круг по диаметру. Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга?
Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название — Сектор. Разверните ваш круг.
Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом Радиус.
— Сколько радиусов на вашем круге?
Д :
— У меня получилось 4 радиуса.
— У меня тоже их 4.
У : Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.
Д : — Радиусы одинаковые.
У : Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.
6). Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.
Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.
Ребята работают самостоятельно.
7). Самостоятельная работа. Решение задач.
2 ученика решают у доски.
1 вариант решает задачу 3, стр. 95
2 вариант решает задачу 4, стр. 95
Самопроверка.
Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.
VІ. Итог урока. Рефлексия.
У : На протяжение урока вы были активны и внимательны.
Справились ли мы с вами с поставленными задачами?
Д : Да, справились.
У : Что на уроке вам больше всего понравилось?
Д :
— Мне понравилось решать примеры и задачи.
— А мне понравилось чертить циркулем.
— А мне нравится работать самостоятельно.
— Мне понравилось делать аппликацию. Они получились у нас красивыми.
— Мне тоже понравилось чертить циркулем и еще делать аппликацию.
У : Что вы запомнили об окружности?
Д :
— Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно.
— А еще окружность — это граница круга.
У : Чем круг отличается от окружности?
Д : Мы сказали, что окружность — это граница круга. А круг — это площадь, ограничиваемая окружностью.
У : А что вы запомнили о диаметре?
Д :
— Диаметр — это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.
— Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.
— В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.
У : Молодцы, ребята. А что такое радиус?
Д :
— Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой.
— Радиусы равны.
У : А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет.
У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:
красный круг, если вам понравилось работать на уроке; синий круг — не понравилось работать на уроке; зеленый круг — не очень понравилось.
У : Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Учитель объявляет оценки.
VІІ. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, стр. 94; 1 вариант — задача 4, стр. 95; 2 вариант — задача 3, стр.
96; на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.
Домашнее задание