Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но кто из них кто — не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство — вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди?

Неужели нет в них благородства? Не правы те, кто думают так. Один из ярчайших образов сочетания «добра и зла» нарисовал Ф. М. Достоевских в своем романе «преступление и наказание» в лице Сони Мармеладовой.

Это центральный женский образ, у которого, как и у Раскольникова

имеются «двойники». В нее Достоевский вложил идее о совершенном человеке. Судьба ее плачевна. «… безответная она, и голосок у нее такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бедненькое, худенькое…» — Так говорил о ней Мармеладов, ее отец, который был отставным титулярным советником. Жена его, Катерина Ивановна, мачехой была Соне.

Дела в семье шли плохо: не чем было кормить троих детей, оставшихся у Катерины Ивановны от покойного любимого мужа. Да, не по любви она вышла за Мармеладова, а из нужды — «Плача и рыдая, и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти».

Дела же Мармеладова были не в лучшем

состоянии. Но добила его нелюбовь Катерины Ивановны — она видела в нем лишь рабочую силу. Работал он — и любила она его. А перестал работать, так и жизни ему не стало. Катерину Ивановну можно понять — нечем ей детей кормить было.

И в очередном порыве бессильной ярости сказала она Сонечке:» Живешь ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься». И сказала она Соне пойти «на дело»: «А что ж? чего беречь-то? Эко сокровище!».

И пошла Сонечка — некуда было деваться этой чистейшей, еще детской, душе. «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…» — говорил с восхищением, но сквозь бессильны слезы ее отец. Не подвиг ли это?

Но субъективное общество, мерящее всю действительность своим неоспоримым судом, принимающим во внимание лишь внешне улики, клеймит ее грешницей. Она вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под оной крышей с «таковской»; Лужин называет ее в своем письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения» И лишь невольные, противоречивые сова Раскольникова оценили ее жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли!

Ко всему-то человек-подлец привыкает!» Да, Соня не ангел, и на дело она пошла низкое. Но это было в сто раз сложнее именно для нее, ибо она была крайне набожна. Она бесконечно верит в Бога: «Так ты очень молишься богу-то, Соня? — Что ж бы я без бога-то была?» Ее вера бесконечна, хотя и чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой. И тщетно старался переубедить ее Раскольников своими атеистическими доводами.

Пророчил ее младшей сестре Полечке такую же судьбу… Но вера ее была непоколебима. Она не была душой представительницей той профессии, в которой находилась. Тот разврат «задел ее лишь механически».

В пору считать человека с такой силой и непоколебимостью духа помешанным. Не понять Раскольникову умом Соню, понял он ее лишь душой. Она — олицетворение «тихой совести» в романе.

Ибо человека от зверя всегда отличала совесть. И зря Родион пытался умом заглушить свою человечность, зря пытался доказать свою теорию. «Нет жизни в человеке, сотворившим зло!» — вот главная идя образа Сони, и несет она ее через весь роман. Та кто же такая Соня? Мученица или великая грешница?

Или вообще, как сказал о ней раскольников, юродивая? «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие. С глазами короткими…

Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?

Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!» Нет, не юродивая — или тогда все мы помешавшиеся. Лучше быть помешанным на добре, чем отъявленным негодяем. И при этом не важно, насколько глубоко ты ушел во тьму.

И в темных доспехах моно быть рыцарем света. Грешница? Возможно, но не больше каждого из нас. Никому она не приносила зла, никого не принуждала жить также. Все-таки, мученица — не каждому дан такой подвиг — презирать грех и совершать его, неволясь каждый день!

И не потерять возможности любить, спасать других. Ради Катерины Ивановны и детей она все это начала. Доказательством первозданной чистоты служит ее любовь к Раскольникову — она исцелила его душу от камня великого греха. И пошла с ним на каторгу, и в острог приходила нему каждый день. И вылечила его душу.

И не каждый «чистый» на первый взгляд на такое способен. Лучше быть темным воином на службе добра, чем, облачившись во все белое, сеять зло.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»