Старая Англия сквозь уменьшительное стекло

Великий английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защитником. Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало писателю возможность понять, что народ является создателем истории. В известном романе «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт в виде сказки, но остро, сатирично описал жизнь, которая его окружала. «Путешествие Гулливера» — это рассказ о современной для писателя Англии в аллегорической форме.

Свифт

открыто показал, какими в действительности являются король, парламент, мораль и привычки представителей высшего общества. Современники увидели в описании выдуманной страны Лилипутии множество тонких намеков на английскую общественность начала XVIII века. Например, читатели легко угадывали в войне между Лилипутией и Блефуску напряженные отношения между Англией и Францией, в лилипутском императоре — короля Георга I, а также многих известных деятелей Англии того времени.

Свифт выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель

заявляет, что современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смешным лилипутского императора с его претензиями на мировое господство. Сквозь физическую ущербность этих людишек острее проступают их жестокость, коварство и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соответствуют императорам и министрам.

Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те претенденты, которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто честен, доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравнивает лилипутскую политическую партию с лидерами английской партии. Политики различаются между собою лишь высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна пародия присутствует в этой части «Путешествия Гулливера» — высмеивание протестантской и католической церквей.

Они уподобляются сектам, которые спорят, с какой стороны разбивать яйцо. Гулливер, попав в Лилипутию, сразу же капитулирует: не сопротивляется, позволяет заковать себя в цепи, разговаривает вежливо, склоняет голову перед императором. Но любая власть не является справедливой. Гулливера обвиняют в измене, и лилипутское правосудие выносит приговор — ослепить Человека-Гору. Гулливеру удается бежать.

Свифт подчеркивает, что человек, который покорился обстоятельствам, превращается в духовного лилипута. Это касается даже одаренных людей. К концу путешествия Гулливер приходит к выводу, что герои человечества — это те, кто борется с тиранией: «С наибольшим удовольствием я останавливал взгляд на людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на тех, кто освобождал угнетенный и обманутый народ». Никто так строго, как Свифт, не критиковал пороки тех, кто правит миром. Но писатель не видел той силы, которая могла бы преодолеть тягу к злу и насилию.

Великий сатирик видел обнищание родной Ирландии и верил в простой народ, в его ум, честность, энергию. В современной Ирландии все происходит «не по Свифту», но это уже другая история.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Старая Англия сквозь уменьшительное стекло