Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова

В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку. Виртуозность использования А. П. Чеховым художественных деталей и закрепила

за ним славу мастера рассказа.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой» приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа — человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она попытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки «бегства».

Позже в городском театре Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой»

в руках — попытка «бегства» не удалась. Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, даже не пытался изменить течения своей жизни, как-то разнообразить ее, потому что в любом разнообразии, в разрешении себе чего-либо нового скрывался для него «элемент сомнительный», что вносило б его жизнь неопределенность и вызывало непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься. Отсюда и многочисленные чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи.

Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо будет никогда вылезать. В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она очень хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо. Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья».

У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения, но если «душечка» не была чересчур привередлива к своим мужьям, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считал, что если в пьесе в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.

А. П. Чехов внес огромный вклад в развитие русской «психологической» прозы. Точности деталей уделяли внимание многие русские писатели: Толстой, Достоевский, Бунин, Набоков, но именно у Чехова деталь несет оттенок «психологизма», что делает творчество этого писателя непревзойденным.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова