Чичиков-приобретатель — герой «нового времени»
Справедливее всего назвать его: хозяин,
Приобретатель.
Н. Гоголь. Мертвые души
В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость в появлении людей другой жизненной ориентации, ловких и предприимчивых, таких как Павел Иванович Чичиков.
В образе Чичикова мы видим «человека уже средних лет и осмотрительно-охлажденного характера», он отчасти чиновник и отчасти помещик , «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст,
Отец оставил в наследство маленькому Павлуше полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей и самое главное — беречь и копить «копеечку», ибо все могут предать, только копейка поможет и спасет. Неукоснительно выполняя советы отца, Чичиков продвигался по жизни и понял вскоре, что понятия чести, достоинства, моральных принципов, о которых отец умолчал, только мешают
Стремление к приобретательству и накоплению было развито в Чичикове с детства, в жертву ему он приносил многие удовольствия, которыми мог бы воспользоваться в жизни. Ум и изворотливость помогали главному герою наживаться, обманывая товарищей, начальников, государство.
Много работая в юные годы, терпя в жизни ущемления и лишения, Чичиков начинает свою карьеру с обмана повытчика и его дочери, а затем — взяточничество, присвоение казенных денег, крупные махинации на таможне. Судьба его складывалась так, что он всякий раз терпел фиаско, однако снова устраивался и с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество, оправдываясь тем, что все пользуются своей должностью, «все приобретают» и если бы не взял он, то взяли бы другие. Мы понимаем, что в России в те времена такое поведение чиновников было естественным, но Чичиков отличался ото всех какой-то непостижимой осторожностью и расчетливостью. К своим «приобретениям» он всегда шел очень целенаправленно, планомерно, не спеша.
Тщательно продумал он и аферу с мертвыми душами, которые после покупки собирался заложить в опекунский совет, как живых, и на этом деле разбогатеть.
При покупке столь необычного товара Чичиков предстает перед нами в качестве непревзойденного психолога. Он прекрасно умеет общаться с людьми, используя в своих целях как их достоинства, так и недостатки. Общаясь с чиновниками и помещиками, Чичиков с каждым из них ведет себя совершенно по-разному, умело приспосабливаясь к их характерам и социальному положению: то сентиментален, то груб, то упорен и настойчив, то льстив и вкрадчив. Своей энергичностью, деловитостью, умом он выгодно выделяется на фоне вялых, часто глупых, не имеющих определенных целей помещиков. Однако, общаясь с мерзавцами, мошенниками, бездельниками, глупцами, Чичиков не становится от этого честнее, благороднее, человечнее.
Называя своего героя «мошенником из мошенников», «подлецом», Гоголь не только высказывает свое отношение к такому типу людей, но и старается показать нам, что приобретательство становится страшным бичом общества. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличается от «мертвых душ» помещиков и чиновников, с которыми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной нищете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость.
Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал капитал, деньги как средство, дающее независимость, положение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его никогда не интересовали, и шел Чичиков к своей единственной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки.
Гоголя тревожило и беспокоило появление чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. В своей «Авторской исповеди» писатель признался: «Я думал, что… лирическая сила… поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом». Однако мы видим, что в наше время чичиковы находят сферы приложения своим идеям, энергии, корыстолюбивым планам.
Бороться же с ними способно не только разумное законодательство, вставшее на защиту народа, но и каждый человек в отдельности, развивая свои внутренние качества, воспитывая свои сердце и душу.