Викторина «Умники и умницы» по повести И. С. Тургенева «Муму»

5-й класс

Провожу у пятиклассников анкету, посвященную телепередачам, которые смотрят подростки, и выявляю, что в списке познавательных программ отсутствует телеигра «Умники и умницы». Указываю телевизионный канал и время, предлагаю посмотреть. Впечатления у детей складываются разные.

На предложение сыграть откликаются многие.

Привлекаю девятиклассников, имеющих опыт игры, к составлению вопросов .

Структура игры та же, что и в телевизионной программе. В трех агонах определяются лучшие игроки — участники финального

состязания, в котором выявляется победитель.

Судит игру Высокий ареопаг — учащиеся 9-го класса.

Первый агон

Розыгрыш дорожек

Учащимся предлагается определить лексические значения слов: Антресоль, оглобля, дюжий.

(Антресоль — верхний этаж с низкими потолками.

Оглобля — часть упряжки: жердь, надеваемая на ось повозки.

Дюжий — прочный, большой, тяжелый.)

Первый агон посвящается автору повести.

Зеленая дорожка

1. Назовите имя и отчество Тургенева.

2. С именами каких писателей связано детство И. С. Тургенева?

3. Какой вывод о воспитании И. С. Тургенева сделал В. Островой в книге

«Хорошие люди»?

4. Кто является автором книги «Воспоминания о семье И. С. Тургенева»?

Желтая дорожка

1. Назовите годы жизни И. С. Тургенева.

2. Какому художнику принадлежит портрет И. С. Тургенева, репродукция которого помещена в хрестоматии?

3. В чем главное отличие истории крепостного крестьянина Андрея от истории Герасима?

Красная дорожка

1. Кем по своему социальному положению была мать Тургенева?

2. Как называлось имение Тургеневых, ставшее усадьбой-музеем?

Второй агон

Розыгрыш дорожек

Учащимся предлагается восстановить текст:

«Он шел по нем с какой-то несокрушимой… , с отчаянной и вместе с радостной… . Он шел; широко… его грудь; глаза жадно и прямо… вперед. Он торопился, как будто… на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на… стороне, в чужих людях…»

Второй агон посвящен образу Герасима.

Зеленая дорожка

1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?

2. «…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето…» А что сшили ему на зиму?

3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?

4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?

Желтая дорожка

1. Герасим «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком». Что это значит?

2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?

3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?

Красная дорожка

1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?

2. «…Да такого необыкновенного леща мне… поднес», — признался Степан. Какого «леща» и за что поднес Герасим Степану?

Третий агон

Розыгрыш дорожек

Учащимся предлагается перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.

Третий агон посвящен разным героям повести.

Зеленая дорожка

1. Что вы узнали о членах семьи барыни?

2. Любила барыня гадать. «В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета…» Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует ее?

3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?

4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?

Желтая дорожка

1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?

2. Степан о Герасиме говорил: «Он на это не то, что наш брат». Что же объединяет многих дворовых?

3. Кого из героев называют «забубенным человеком» и почему?

Красная дорожка

1. «Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата…» Кто из героев признается в таком факте своей биографии? Кем был «немец хозяин» по роду занятий?

2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?

Финал

Розыгрыш дорожек

Финалистам предлагается поделиться читательскими восприятиями повести.

Финал посвящен быту и нравам России первой половины XIX века.

Зеленая дорожка

1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?

2. Молотили трехаршинным цепом. Какова его длина?

3. Кто такой форейтор?

4. Барыня жаловала Герасима как верного слугу и дала ему целковый. Какова эта денежная единица?

Желтая дорожка

1. Что такое околоток?

2. Какая деталь внешности, по народному преданию, предопределяла несчастливую судьбу? В портрете какого героя есть эта деталь?

3. На кровать Герасима можно было положить 100 пудов — «не прогнулась бы». Какой вес могла выдержать кровать?

Красная дорожка

1. Что такое Охотный ряд в Москве?

2. Что делали крестьяне «о Петров день»?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Викторина «Умники и умницы» по повести И. С. Тургенева «Муму»