Женские образы в русской литературе как олицетворение любви, жизни, счастья
Однако характеры у этих героинь довольно разные.
Софья — сложный для понимания человек. Противоречивость ее
Характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья — это «…смесь
Хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого
Намека на идеи и убеждения. «…В собственной, личной ее физиономии
Прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное». Татьяна же была
Женским идеалом для А. С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю
Татьяну милую мою!
В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она
Вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является народность.
Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе
Залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь
Милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно
Поэтической русской природой — простой, лишенной экзотики. Отсюда
Возникает характерное противопоставление русской природы,
Деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,
Светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и
Учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для
Любви,
Светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней,
Преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне:
Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum; Ей душно
Здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным
Поселянам, В уединенный уголок…
Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья,
Воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности.
В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.
Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается
В том, что она выбирает не чи. н, не знатность, не перспективного
Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет только личные,
Моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав
Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и
С гневом отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже с
Ядовитыми насмешками Чацкого.
Образ Софьи интересен тем, что она
И похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная
Женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как
Социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимым
Характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не
Получили, да и не могли получить развития в, обществе, где «Фамусовы
И Скалозубы являются правителями страны». Наоборот, ложное
Воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее
Представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не
Понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его
Логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина,
Который любит ее «по должности». Поступая наперекор моральным
Устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои.
Например, стараясь использовать общество как оружие против
Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества.
Эта
Неопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для
Понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность
Ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:
Мечтательность и практичность, сентиментальность и властность,
Наивность и холодная расчетливость, способность на истинное
Страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким.
Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение
Сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви
Каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего
Возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И
Предается, безусловно, Любви, как милое дитя…
Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье, которая
Любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она
Рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным:
Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова
Вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не
Сводит
Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться со своим
Любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность
Молчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама
Обманулась. Именно ее откровенность, искренность и
Непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило
В ней истинный народный характер.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах,
Поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических
Красках: Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель…
Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез
Татьяны: Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был не Грандисон.
Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения
Деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского
Кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает
Прозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль
Еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов
Модных полный лексикон… Уж ни пародия ли он?
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: «Она поняла
Наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби,
Кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, у Татьяны
Исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у
Софьи.
Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе
Опытом изображения душевной жизни женщины, который позже
Затронул А. С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя
Прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что
Женские образы в литературе первой половины XIX века имеют
Поистине непреходящее значение. Они учат нас жить, поступать по
Совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание делать добро, и
Всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне хочется
Верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских
Писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день,
Из месяца в месяц, из года в год, будет творить маленькое,
Бескорыстное добро.