Загадка Базарова
Загадка Базарова
Базаров! — об этом литературном герое написано очень много глубоких, умных критических статей, и тем не менее, перечитывая Роман, ловишь себя на мысли, что от внимания все-таки ускользает что-то важное, во многом определяющее характер и поведение Базарова.
Трудно согласиться с нигилистом, отрицающим опыт всех предыдущих поколений, но одновременно не предлагающим взамен положительной программы иного обустройства общества. Об этом написано много. Разговор о другом.
Несмотря на свои заблуждения, Базаров привлекает
Цельность натуры, как правило, складывается из двух факторов: силы характера и убежденности в правоте своих взглядов.
Герой, противореча своим убеждениям, начинает говорить с любимой женщиной красиво, и не только во здравии, но и при смерти: вспомните хотя бы его предсмертные слова, обращенные к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Эту красивость в редкие минуты он проявляет и в общении с родителями, Аркадием. Чего стоит только одна фраза Базарова, обращенная к другу: «О друг мой, Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво. Так выражаются романтики». В романе немало эпизодов, в которых главный герой разумно возвращается к себе, нормальному, и естественное берет в нем верх, но какая-то сила возвращает героя к привычному себе, нигилисту-разрушителю.
И эта сила волевому Базарову неподконтрольна. Он о ней даже и не знает. В романе есть несколько сцен, в которых главный герой выглядит крайне непривлекательно. Вспомним хотя бы эпизод несостоявшейся драки между Аркадием и Базаровым, которую последний и спровоцировал. К удивлению Аркадия, Евгений хочет поссориться с ним «раз хорошенько — до положения риз, до истребления».
И при этом «лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость». Этот эпизод в романе — один из самых важных, и он заслуживает детального анализа. На первый взгляд эту вспышку гнева можно объяснить вспыльчивостью характера главного героя, но, видимо, автор усмотрел в странном поведении Базарова нечто большее: эпизод не заканчивается неожиданным появлением отца Базарова, которое, по логике вещей, должно было охладить вспыльчивого сына.
Василий Иванович произносит пространный монолог о прекрасном занятии молодых людей — «лежа на земле, глядеть в небо». Времени опомниться — предостаточно. Судя по тому, что Базаров нашелся, как отшутиться, и при этом не выкрикнул, а проворчал «свою шутку, а после вполголоса» обратился к Аркадию, можно сделать вывод, что Евгений справился с внезапной вспышкой гнева.
Но тем больше шокируют его слова, обращенные к другу после продолжительной паузы: «Жаль, что помешал». Итак, герой справился с гневом, но не справился со своей природной склонностью — страстью истреблять и «разрушать». Любопытно проследить за лексикой отрывка. Аркадий не умом, а чувствами воспринимает и пытается понять своего друга: лицо его друга показалось ему таким зловещим, «нешуточная угроза почудилась», он почувствовал «невольную робость». Как справедливо заметили Тютчев, Достоевский и другие классики, чувства развиты в человеке сильнее, чем ум, и поэтому многие незнакомые жизненные ситуации мы пытаемся разрешить сначала чувствами.
Это происходит и с Аркадием Кирсановым, ведь с «таким Базаровым он еще не был знаком». Странность поведения Базарова мы наблюдаем и в других эпизодах романа. Посетив родителей, «Енюша» собирается провести первую ночь под отчим кровом.
Отец и мать еще не успели надоесть «ему своим вниманием», и читатели вправе ожидать от героя пусть не романтических, но естественных ностальгических чувств. В следующей главе Евгений признается Аркадию, что любит своих родителей, а перед смертью попросит Одинцову побеспокоиться о них, ведь «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Но все это будет потом, а в первую ночь Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра.
Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: «воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому ж он еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений». Конец фразы, написанной Тургеневым в виде присоединительной конструкции, явно указывает нам, что причина странной зл обы героя кроется не в отказе Одинцовой, а в чем-то другом. Но автор, следуя своему принципу оставаться «тайным психологом», предоставляет читателям возможность самим разгадать загадку неадекватного поведения персонажа. Очередной всплеск злобы мы наблюдаем в сцене признания в любви: Базаров испытывает «страсть, похожую на злобу и, может быть, сродни ей…» Многого стоит наблюдение автора и многоточие в конце этой фразы.
Возможно, злоба — самая сильная страсть героя, управлять которой он не может. Более того, он не в состоянии объяснить ее причины. Послушаем разговор двух друзей. Базаров:
«- …Я чувствую только скуку и злость.
— Злость? почему же злость?
— Почему? Как почему? Да разве ты забыл?
— Я помню все, но все-таки я не признаю за тобой права злиться. Ты несчастлив, я согласен, но…»
Перечитайте этот диалог, и вы увидите, что Базаров, прервав друга, не ответил на вопросы Аркадия и нелогично перевел разговор на другие темы. Почему? Может быть, Евгений просто схитрил и попытался увильнуть от сложного вопроса? Нет. Лукавство не в его характере.
На мой взгляд, все проще и одновременно сложнее. В Базарове сильно развито разрушительное начало. Не случайно он ставит своей задачей ломать «не только себя, но и других людей «. Когда главный герой говорит, что задача его поколения заключается в том, что надо расчистить место, он озвучивает не только позицию революционных демократов, но и свою неосознанную внутреннюю потребность разрушать.
Теория слилась с психическими отклонениями, и сплав родил цельную, но странную личность — Базарова.