«Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей» Н. А. Бердяев
План
I. Трагедия революционных потрясений и войн.
II. Писатели — летописцы истории.
1. Непосредственные участники революционных событий.
2. Булгаков — отражатель противоречий эпохи:
А) судьба интеллигенции в период «смуты» — основная тема произведений писателя;
Б) потеря профессионализма и разрушение нравственных устоев России в «Роковых яйцах». 3. Революция и Гражданская война в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»:
А) духовный рост Григория Мелехова под влиянием революционных событий;
Б) разрушение
В) трагедия и «взросление» русской нации.
III. Грани истории в картине жизни революционной эпохи.
Война — это всегда трагедия. А если она пролегла через судьбы твоих соотечественников и сделала их врагами — трагедия вдвойне. Настоящий гражданин, обладающий талантом, чувством патриотизма, не мог оставаться в стороне от событий.
Таковым ощущал себя каждый писатель, волею судьбы причастный к революции и Гражданской войне.
Часто история захватывала в водоворот войны юных граждан своей страны, заводила их в противоборствующие лагеря и делала их своими
Так, непосредственными участниками революционных событий и Гражданской войны были будущие писатели Фадеев, Булгаков, Бабель, впоследствии отразившие в своих произведениях противоречия эпохи классовой борьбы. Говорят, что для реального, неискаженного осознания эпохи нужно обращаться не столько к учебникам истории, сколько к свидетельствам современников событий. Книги писателей, особенно те, которые писались без надежды на выход в печать, — это и есть честные современники революционных событий и времен Гражданской войны.
Сразу со школьной скамьи ушел в революцию, в подпольную работу и партизанскую борьбу на стороне «красных» А. А. Фадеев.
На основе воспоминаний о тех событиях им был создан роман «Разгром», в котором рассказывается о тяготах партизанской войны, идейных борцах за дело революции и ее предателях.
М. А. Булгакову, как и другим писателям его эпохи, пришлось многое повидать и пережить: гетманщину, петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии, приход «красных»…
Противоречия эпохи, судьба интеллигенции в период «смуты» — вот основные темы романа «Белая гвардия», пьес «Дни Турбиных», «Бег» и многочисленных рассказов писателя. Отголоски революции и гражданской войны мы слышим и в «Собачьем сердце», и в «Роковых яйцах».
Остановимся на последнем мною упомянутом произведении Булгакова. Современный кинематограф мог бы заинтересоваться сюжетом повести, который включает в себя и фантастику, и триллер, но более глубинное прочтение произведения открывает нам иные грани.
Это непревзойденное произведение начинается со встречи с профессором Персиковым, который изучает гадов. Наряду с улыбкой автора и дружеским подтруниванием над бытовой беспомощностью «ребенка-ученого» видим и едкий сарказм по поводу внедрения нововведений в обществе: в 20-м году даже «тараканы куда-то подевались, показав свое злостное отношение к военному коммунизму». И далее: «Но все на свете кончается.
Кончился 20-й и 21-й год, а в 22-м началось какое-то обратное движение». Но можно ли в этом «обратном движении» увидеть прогресс? И только ли повышением уровня жизни все измеряется?
Разрушена наука, искусство, а вместо маститых профессоров, преданных российской науке, появились дилетанты, которые на волне революционных событий занимают высокие посты. Да, история знает великих российских военачальников, деятелей литературы и искусства, дорогу которым открыла революция: это и маршал Жуков, и писатель М. Горький… Но на любой волне бывает пена…
Кроме высоты человеческой природы, увлеченности наукой в повести «Роковые яйца» изображено и истребление духовных ценностей людьми, которых подняла на небывалую высоту революция.
Беззаботной показана жизнь столицы даже тогда, когда стихийное бедствие — куриный мор — оставляет Страну Советов без яиц, мяса… потому что на страже мира и спокойствия стоят «люди в штатском», приходившие к Персикову, и такие, как Рокк, в кожанке, с маузером в кобуре через плечо. Кто этот Рокк, которого назначили спасти страну от куриного мора? Может, он научный сотрудник профессора Персикова, который открыл красный луч, способный увеличивать рост и жизнеспособность биологического организма? Нет. «Вплоть до 1917 года он служил в известном концертном ансамбле маэстро Петухова…
Но великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семеновича повел по новым путям». Он сменил «флейту на губительный маузер Выяснилось, что этот человек положительно велик, и, конечно, не в фойе «Грез» ему сидеть». В этих словах Булгакова слышится одновременно едкий сарказм и горечь утраты профессионализма в стране, которая возвышением ничтожеств истребляет духовные, нравственные и интеллектуальные ценности .
«Профессиональное» руководство для борьбы с куриной чумой «пополнено новой чрезвычайной тройкой в составе 16-ти товарищей»… — Булгаков видит зарождение новой бюрократии, состоящей исключительно из этих «товарищей», «преданных делу революции»! И вот такое «профессиональное» руководство, которое изображает Булгаков в повести «Роковые яйца», доводит страну до катастрофы: путают присланные из-за границы посылки с яйцами гадов и кур, а под красным лучом выращивают гигантских змей, крокодилов, страусов… Только фантастические катаклизмы природы — мороз в августе — спасают столицу от трагедии: гады погибают. Писатель-провидец заглянул в будущее и увидел в кривом зеркале истории результаты такой политики революционной эпохи: возвышать людей по принципу личной преданности руководству, а не по наличию способностей…
Булгакову жаль истребления духовных ценностей, накопленных Россией за многие столетия.
Еще одно произведение о судьбах людей в период революции и Гражданской войны — это роман М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Сначала действие романа разворачивается на фоне таких исторических событий, как Первая мировая война, Февральская революция. Постепенно, как поворот исторических событий, разворачиваются и события в личной жизни героев романа.
Война, революция меняют жизненный уклад Григория Мелехова. Из простого казака, которого волнуют, в основном, проблемы станицы, взаимоотношения с окружающими людьми, быт, любовь, Григорий превращается в личность, способную масштабно мыслить, задумываться о судьбах Родины и народа. Неоднозначно Мелехов воспринимает и белогвардейцев, и «красных», видит разрушение нравственных ценностей казачества, ставшего как на сторону «белых», так и Советской власти.
Революция и Гражданская война заставила не только философски, масштабно мыслить любого гражданина России. События в судьбе Родины разбудили и темные силы в душах людей, и поэтому герой Шолохова Григорий Мелехов, вопреки своим желаниям, втянут в «стихию жестокости», одержим желанием понять процессы, что «вступили в управление жизнью».
Для любого русского человека опорой, надеждой на будущее была семья, в которой ее многочисленные братья и сестры — твои друзья и союзники на долгой дороге жизни. Революция в одночасье перевела членов одной семьи в разряд врагов, добрые соседи и друзья оказывались «по разные стороны баррикад». Так Михаил Кошевой, жених Дуняши Мелеховой, становится убийцей Петра, брата своей невесты. В ответ на обвинения Ильиничны, матери многочисленного рода Мелеховых, Кошевой отвечает: «А ежели б Петро меня поймал, что бы он сделал?
Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил. Не для того мы на энтих буграх сходились, чтобы нянькаться один с другим!
На то она и война».
Шолохов в романе «Тихий Дон» показал трагедию целого народа, показал, как «революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей». Революция, Гражданская война дали своеобразный кровавый опыт русской нации, опыт неестественности антагонизма между близкими людьми, гражданами одного отечества.
Истинные писатели, изображающие отечество и народ в часы трагических потрясений, каждый по-своему, разносторонне раскрыли грани истории и создали картину жизни революционной эпохи с ее позитивными и негативными сторонами, одновременно предугадав и последствия этих событий.