Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия»
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью, смертью, тысячами сломанных жизней, душевными трагедиями огромного количества людей. Ведь революция разделили людей на два лагеря: «белых» и «красных».
Часто по разную сторону баррикад оказывались родные и любимые люди, члены одной семьи. Они становились врагами, вынуждены были отказываться друг от друга, уничтожать друг друга… Этот страшный
Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями отряд пытается ее выполнить. Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков.
Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…». Человеческий материал истреблен, но главное — поставленная задача — была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми «положить свою жизнь на алтарь революции». Но партизаны погибают не только в сражениях.
Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд. Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций.
В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней. В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски. «Белая гвардия» Булгакова — роман, написанный «по ту сторону баррикады», освещает позицию белогвардейцев, прошлую Россию. Это произведение повествует о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы.
В центре повествования находится семья Турбиных. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России. Все Турбины — очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение.
Они очень растеряны в атмосфере новой эпохи. Герои до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив. Алексей и Николка Турбины — истинные представители «белой гвардии». Они отличаются особой порядочностью, чувством долга, ответственностью. Эти люди никогда и ни за что не придадут, не будут стрелять в спину врагу.
Поэтому им и их самым близким друзьям дико и непонятно все творящееся в России. Алексей Турбин — один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается. Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры.
Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев. В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Важно, что все это происходит в условиях тотального разрушения прежней жизни, когда красные пытались заменить старую культуру новой, то ли псевдонациональной, то ли революционной.
Писатель воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Трагедия интеллигенции, по мнению писателя, заключается в том, что ее представители не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей.
Я думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию. Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов.
Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?.. Автор питает огромную симпатию к Турбиным, но своим произведением подчеркивает, что они тоже уже изжили себя. Потому что эти люди оторваны от реальной жизни, их идеалы прекрасны, но далеко не всегда жизнеспособны.
Оттого и рушится дом Турбиных, погибает Николка. В семье уже нет того уюта, радости тепла. Гибель дома — символ безвозвратной утраты прежней России. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти. Таким образом, несмотря на все различия двух данных романов, они имеют и нечто общее: признание неотвратимости наступления новой власти, нового режима, новой жизни.
Прошлого уже не вернуть, и не нужно за него цепляться. Герои Фадеева и Булгакова — совершенно разные люди: по происхождению, воспитанию и образованию, нравственным представлениям, политической позиции и т. д. Но все эти люди, попав в жернова истории, переживают, каждый свою, душевную трагедию, мучаются, страдают, теряют. Именно в этом проявляется гуманизм произведений Фадеева и Булгакова, наследованный писателями от русских классиков 19 века.