Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком?
Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой. Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже
Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя. Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году.
Это время выхода на общественную арену нового сословия — разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками
Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек — это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив.
Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин. Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом — смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант — смерть.
Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа. Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций.
Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой. Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе — постепенно, естественно.
Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни.
Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности. «Жизнь… без смысла, силы без применения…» — так говорил В. Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук — «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы.
Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».