Тема счастливой жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Проблема счастливой жизни, народного счастья — одна из основных проблем всего творчества Н. А. Некрасова. Но, бесспорно, главное место ей уделяется в вершинном произведении художника — поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вынесенная уже в заглавие произведения, проблема счастья наполнена у Некрасова глубоким нравственно-философским смыслом. Важно, что ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует в своем произведении «принцип спирали», где на каждом «витке» появляется новый персонаж

со своим пониманием счастья.

В целом, развитие поэмы ведет нас к истинному, согласно точке зрения Некрасова, пониманию счастья. Так, сначала семерым мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: «Кабы нам только хлебушка По полупуду в день…» Но появление пеночки со скатертью-самобранкой убеждает их в том, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке выявляется следующий непременный атрибут счастья — здоровье и сила. На сельской ярмарке перед ними предстают «народные» герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным

в жизни являются здоровье и сила — физическая и моральная.

Иначе — просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку. Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а только в «благодушестве» и вере в Бога.

Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни. В противовес этому мнению высказывается другая героиня — старуха, у которой в огороде уродилось «реп до тысячи». В этом — счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка — земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной.

Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой — каменотес — убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью. С появлением же Якима Нагого в поэму входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами . На следующем «витке» в произведении появляется Ермила Гирин. С его «помощью» в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья — уважение народное: Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой! Старик Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь.

Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье . Однако его сила не приносит ни позитивных результатов , ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым.

Матрена Тимофеевна находится на следующем «витке» — она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело — между бабами счастливого искать». Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей.

Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы — физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой. В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным «счастливцем».

Это «крестьянский сын» Гриша Добросклонов, который «лет пятнадцать… твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси». К чему же мы приходим в итоге? Нельзя не согласиться с тем, что счастье — это и достаток, и здоровье, и сила, и самоуважение, и уважение других, и красота, и семейное благополучие и т. д. Но главное, по мнению автора, в другом: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».

Поэтому в финале поэмы появляется образ бесспорного счастливца — Гриши Добросклонова, который «лет пятнадцать… твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Этот персонаж готов отдать жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси». Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» два вопроса слились в один — Некрасов утверждает, что личное счастье невозможно без счастья общего.

По его мнению, служение своему народу — это, в любом случае, счастье, вне зависимости от дальнейшей участи «народного заступника».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема счастливой жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»