Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом «Преступление и наказание». Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Одной из основных поднятых автором проблем в произведении стала тема «маленького человека», униженного и оскорбленного. Она уже затрагивалась писателем в произведении «Бедные люди», но в романе «Преступление и наказание» прозвучала
Обитать в таком городе особенно тяжело маленькому человеку, живущему на грани бедности и нищеты, человеку, лишенному всяческих
Другими словами, из бедности человек еще может выбраться, из нищеты — никогда. Когда-то Мармеладов занимал хорошую должность, но лишился ее из-за своего пристрастия к спиртному . Он, как и многие другие герои Достоевского, способен к самоанализу, наделен языком, и даже красноречивым. Он понимает, что во многом он виноват сам, и не пытается найти себе особого оправдания. Мармеладов сам себя не уважал и презирал. Единственное, что ему было необходимо, — это сочувствие и сострадание.
Мармеладов переступил черту бедности и очутился «на дне», ему было некуда идти, не от кого ждать помощи. И как результат — несчастный случай и смерть. «Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Когда-то она принадлежала к средним слоям общества, но после реформы 1861 года и преобразований в обществе вынуждена жить в нищете, при этом пытаясь сохранить человеческое достоинство. Гордость и воспоминания о прошлом делают ее жизнь еще только мучительнее. Ей приходится ухаживать за маленькими детьми, влачить жалкое существование.
Суровая жизнь и мучительная болезнь приводят ее к гибели. Сонечка Мармеладова — особенная героиня романа. В ее образе Достоевский показал все самое лучшее, что может быть присуще маленькому человеку. Это и жертвенность, и сострадание, и любовь к людям. Сонечка — сильная личность.
Она приносит себя в жертву ради других, хочет избавить других, дорогих ей людей, от роли жертвы. Она «принуждена была получить желтый билет», чтобы помочь семье. Она, несмотря на труднейшие условия жизни, сумела сохранить в себе веру в будущее, веру в человека. «Вечная Сонечка» — так характеризует ее Родион Раскольников, который во многом ей обязан, и прежде всего своим духовным и нравственным возрождением. Для автора «вечная Сонечка» стала идеалом смирения, кротости, покорности и любви к людям.
Она «вечна», так как вечны те идеалы, которые она проповедует и которых придерживается. Сонечка Мармеладова — один из самых ярких и важных образов в романе. Та же судьба и у семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату и матери, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого ис делового человека Лужина, к которому она чувствует отвращение.
Это еще один пример самопожертвования и геройского поведения людей, попавших в труднейшие условия. К жертвам Петербурга относится и Лизавета, вынужденная терпеть все от своей сестры. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга еще более дополняют картину общего безмерного горя.
Стоит отметить, что лейтмотив романа — вонь, духота, безысходность — проходит через все произведение. Образ той душ-