Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…»
Когда-то Марина Цветаева написала: «Гений тот поезд, на который все опаздывают». Наверное, трудно найти более емкое определение для характеристики ее самой. Ведь она и есть тот самый гений. Цветаева мощью своего творчества показала, по словам Е. Евтушенко, что женская любящая душа — это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой.
Стихи Марины Цветаевой всегда очень эмоциональны и экспрессивны. Когда их читаешь, кажется,
Черты романтической эстетики мы можем найти и в стихотворении Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…». В центре поэтического сюжета лирический герой,
Таким образом, в стихотворении нет сюжета в традиционном его понимании. Оно построено с помощью конкретизации, раскрытия определенных черт лирического героя. Для этого Цветаева обращается к его возможной родословной. Так, в самом начале поэт предполагает, что его предок был скрипачом, а при этом еще наездником и вором.
Отсюда поэтесса делает вывод о чертах его характера: Какой-нибудь предок мой был — скрипач, Наездник и вор при этом. И потому ли мой нрав бродяч, И волосы пахнут ветром. Формально это стихотворение делится на семь самостоятельных, но взаимосвязанных четверостиший. Связь между ними подчеркивается использованием одного и того же способа построения: тезис — вывод. Например, во втором четверостишии то, что предок «крадет абрикосы» становится причиной «страстной судьбы» героини.
В третьей строфе тезис дает описательные характеристики, а затем следует вывод: Дивясь на пахаря за сохой, Вертел между изб — шиповник. Плохой товарищ он был — лихой И ласковый был любовник. Можно сделать вывод, что композиция этого стихотворения двухчастна. Последнее четверостишие, а точнее, две его последние строчки, в определенном смысле противопоставлены остальным строфам стихотворения: Таким мой предок был скрипачом.
Я стала — таким поэтом. Важной особенностью этой части является то, что только здесь есть указание на пол поэта. Это очень важно в контексте времени, когда жила Цветаева. Она явилась одним из родоначальников русской «женской поэзии».
Таким образом, можно сказать, что тема стихотворения — образ поэта. Идея же его рассыпана по всему произведению и связана с романтическим пафосом. Он воплощается в портрете предка: «скрипач», «наездник и вор», «плохой товарищ», «ласковый любовник», «любитель трубки, луны и бус…».
Романтизм проявляется и в автобиографизме стихотворения. Цветаева-поэт боролась за право иметь сильный характер. Ее стихийность во всем стала стихийностью и ее стиха. Цветаева резка, порывиста, дисгармонична. Она, повинуясь интонации, рвет стихотворную строку на слова и слоги, а слоги переносит из одной строки в другую.
Поэту прежде всего важен смысл, речь. Не жалея стиха, Цветаева резала строку цезурой и резко — с помощью тире — выделяла, «отбрасывала» слово вниз. Все стихотворение «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…» построено на центральном образе: предок — скрипач. Он раскрывается с помощью эпитетов, а также «красочного» и разнообразного синтаксиса — примет особого поэтического стиля М. Цветаевой. Поэт активно использует восклицательные знаки, тире, многоточия.
Одним из ключевых в произведении становится прием иронии. Сначала делается предположение: «Какой-нибудь предок мой был скрипач». А затем: «Что он не играл на скрипке». И хотя поэт иронизирует: «Таким мой предок был скрипачом. Я стала таким поэтом», можно без иронии сказать, что поэт Марина Цветаева состоялась.
Ее поэзию трудно перепутать с чьей-либо еще. Перечитывая это ее стихотворение, можно смело сказать: Я стала — таким поэтом!