Религия рабов и хозяев

Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности. В пьесе автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений.

Горький сделал своими героями людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое дно. И это неслучайно. Именно на той глубине падения, которая отражена в пьесе, человек способен обсуждать вечные проблемы

бытия. Ведь в реальной жизни у него нет ничего, и существование его происходит скорее из милости вышестоящих. На «дне» все социальные признаки и различия между людьми стерты: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался».

Фраза «Ложь — религия рабов и хозяев» звучит из уст Сатина во время его монолога о человеке. Почему ложь? К чему она приводит?

Позицию утешительной лжи занимает в пьесе Лука. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в

существование студента Гастона и его роковой любви.

Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков… Его философия заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость этого человека в том случае, когда у него нет цели в жизни, хотя бы призрачной.

Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, его достоинство: «А все — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…» Но все-таки, в первую очередь, позиция Луки в том, что человек достоин жалости.

Именно жалость и ласка способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это герой подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня… А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку?

Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит…» Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне.

Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, заезженная. И даже это героиня не может сделать в спокойствии.

Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум смерти — не помеха» и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки для нее было важно. Позиции Луки противопоставлена точка зрения Сатина. Он осуждает утешительную ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев…», «Правда — бог свободного человека!», «человек — вот правда!», «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга!

Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» — отвечает он на этот вопрос.

Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.

Таким образом, Горький хочет показал нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Так же автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, чем осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция.

Я считаю, что выбраться из любой, даже самой сложной ситуации можно только тогда, когда мы не «опускаем руки» от безысходности и не верим в несбыточные надежды, а ставим реальные цели и совершаем конкретные действия ради их осуществления.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Религия рабов и хозяев