Образ Павла Петровича в романе
Павел Петрович живет чувствами — это значит, что он воспринимает мир не как Базаров, а с точностью до наоборот. Поэтому его «столкновения» с Базаровым имеет очень важную роль в романе в целом. Огромнейшую роль! И нам с нами предстоит выяснить — какую же? Именно за этим и не зачем другим нужен нам ясный и четко прописанный образ Павла Петровича!
Простыми словами это значит, что я поставил перед собой задачу не раскрыть образ, в выяснить его значение. Итак, начнем! Для начала поговорим об образе, нарисованном в книге. На мой взгляд, образ
А на долю Павла Петровича выпало огромное испытание любовью, выдержать которое сможет не каждый характер. Так же мы узнали, что он человек военный — но несколько другого плана, чем вы себе представляете. Он был именно тем офицером из-за которого Петрушу Гринева отец не отправил служить в Петербург т. е. он был щеголем и бездельником. Далее цитирую: «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом
Пересказывать его я не буду, скажу лишь, что счастья ему обрести не удалось, зато мучения не оставили его даже после смерти возлюбленной и не оставят наверное никогда… Здесь будет не раскрытие образа, а скорее развитие его. И для выяснения его значения нам необходимо охарактеризовать этот образ. Павел Петрович — аристократ.
А посмотрите сами — это становится ясно хотя бы и с первого знакомства — «…Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют , модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…». Далее я могу сказать, что он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Пойдем дальше и увидим, что Павел Петрович — представитель либерального движения, склоняющийся к консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом.
Для него идеал государства — Англия. Он так же является — скептиком и эмпириком. То, что Павел Петрович эмпирик — подтверждает мои слова о том, что он живет чувствами.
Я сделал такой вывод из определения эмпиризма. Эмпиризм — философское течение, признающее чувствительный опыт единственным источником достоверного знания. То, что он скептик можно понять из его привычек и принципов.
А у Павла Петровича были какие-то определенные принципы, говорить о них я буду позже, а сей час для примера скажу, что к нигилистам он точно относится скептически, но повторюсь — только для примера — с его мировоззрением ко многим вещам можно относиться скептически. И наконец самое главное. Огромное значение в его образе имеют привычки.
Из текста нам известно, что Павел Петрович — бывший светский лев. Так вот: он по привычке говорит о правах и обязанностях аристократии, и при этом ни чего не делая. Что очень не нравится Базарову. . И по привычке, при каждом удобном случае, доказывает всем необходимость принципов, причем в пример ставит только такие, какие у него есть, а из этого следует — других он не признает. Ну это вообще ведет к антипатии — ведь, Базаров нигилист т. е. он отрицает всякие принципы. Совершенно естественно, что Павел Петрович почувствовал к Базарову ту самую антипатию при первом же знакомстве.
А эта проблема возникла из-за чего? Из-за того, чтобы у Павла Петровича внутри не осталось ничего, кроме этих привычек и принципов. И он готов отстаивать их до конца . А Базаров в них не верит и всячески отвергает — он видите ли нигилист! Делаем вывод: Базаров является идейным противником Павла Петровича.
Вы почувствовали глубину конфликта? А здесь в свою очередь можно увидеть противостояние поколений, следующих одно за другим. В этом случае Павел Петрович олицетворяет сковывающую силу прошлого, а противостоит ему освобождающая сила настоящего в олицетворении Базарова. Вот для чего Тургеневу нужен был образ Павла Петровича! Для того, что бы показать конфликт нового поколения разночинной молодежи, стремящейся достичь чего-то большего и лучшего, чем их предки.
В заключении скажу, что это всего лишь один конфликт отцов и детей и мне он виден потому, что я смотрю со стороны Павла Петровича, а смотреть можно и нужно со всех сторон. Я имею ввиду с позиции всех героев романа.