Конспект урока на тему «КАК ВАС ЗОВУТ?»
Тема: «КАК ВАС ЗОВУТ?»
Цель: углубление и расширение кругозора обучающихся, развитие у обучающихся умения понимать и ценить окружающий мир, знакомство с историей имен и их значением, воспитание уважения к своему имени и имени других людей.
Оборудование: плакат «Как вас зовут? «, рисунок тематический, магнитофон, выставка детских работ, листочки для рефлексии, грамоты командам.
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Виды внеурочной деятельности: Игровая и познавательная
Форма проведения внеурочной
Универсальные учебные действия:
— личностные;
— регулятивные;
— познавательные;
— коммуникативные.
Ожидаемые результаты:
Должны иметь представление:
— об историческом значении имен;
— о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
Должны знать:
— историю возникновения своего имени;
— правила проведения игр, викторин и соревнований;
— правила поведения во время игры.
Должны уметь:
— проявить смекалку и находчивость;
— применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Ход
1. Отгадайте загадку: Принадлежит тебе,
А пользуются другие
— Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.
Сегодня — праздник наших имен.
— Оказывается, что все привычные русскому человеку имена, такие, как Елена и Ирина, Татьяна и Марина, Михаил и Александр, Василий и Иван, являются иностранными, иноязычными по своему происхождению. Они пришли на Русь вместе с эпохой христианства, и многие древние русские имена, такие, как Пересвет, Светозар, Милослава и другие, начали постепенно вытесняться именами церковными, которые по происхождению своему были древнегреческими, сирийскими, египетскими, арамейскими…
В XVIII — XIX веках древнерусские имена были почти полностью забыты и редко употреблялись в русской речи
Наши сказы и былины —
Чудо — чудеса
Я среди имен старинных
Слышу голоса —
Звениславы, Гориславы,
Звезды — имена
Отшумело, словно травы,
Или как волна
А ведь было: на полянки
Громкою гурьбой собирались Россиянки
И, само собой,- Верхуславы, Изяславы…
Звезды — имена
Отшумели, точно травы,
Или как волна!
Отгремели непогодой
Много, много лет,
Но на памяти народа
Все ж остался свет
Звениславы, Гориславы…
Звезды — имена
Отшумели, словно травы,
Или как волна!
— Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его нужно было выделить из семьи родственников. Давались числовые имена: родился первый ребенок — Перва или Первой, второй — Второй, Вторак, третий — Третьяк и т. д.
По внешнему виду: Черный, Чернавка, Мал по характеру: Добр, Храбр, Смеян, Умник. В какое время рожден: Зим, Вешняк, Мороз.
2. — А вы, ребята, отгадаете, почему так зовут этих героев:
В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего на один дюйм. Ее так и прозвали…
А почему?
Девочка беленькая как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… А почему?
Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского Почему?
Как зовут малышей-коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Почему?
3. — Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе, и в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в дар получает.
— А задумывались ли вы над тем, откуда пришли ваши имена и что они значат. — Сейчас каждый из вас расскажет о своем имени.
— А теперь немножко поиграем
1.
— Когда Дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают — полными, я вам говорю полное, а вы сокращенное и наоборот:
Василий, Митя, Николай, Оля, Ефим, Петя, Виктор, Вадик, Татьяна, Лена, Ирина, Вова.
2.
— А сейчас каждый из вас напишет имя по-разному, например,
Антонина Василий Ирина Павел
Тоня Вася Ира Паша
Тонечка Васенька Ирочка Павлик
Тося Васяша Ириша Павлуша
Тонюра Васятка Иришка Павлушечка
Тонюшка Васятушка Иришенька
Тоша Василек
3. Кто это или что это?
Василек — имя мальчика
Василек — цветок
Сережка — сережка-
Лев — лев —
Поля — поля —
Роман — Роман —
Зорька — зорька
— А на уроках вы проходили правило про наши имена?
Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, и Сережа, и Андрей. Никогда не забывайте — Имя буквой выделяйте.
— Сейчас мы проверим, внимательны вы или нет.
4. Следующее задание — где нужна большая буква?
Найдите одинаковые слова. Где нужна большая буква? Ненужное зачеркнуть.
Собирала аргаритка аргаритки на горе.
Растеряла аргаритка аргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с оля потеряла ережку оля. Ту ережку нашел ережка, прибежал, постучал в окошко. Отыскалась твоя ережка!
На виду честного юда трусит с горки ехать юда. А у ани, а у ани с горки сами мчатся ани.
Конкурс «Аукцион знаменитых тезок»
— Вспомним знаменитых Александров .
— Назовите знаменитых Валентинов и Валентин , Толкунова , Легкоступова , Терешкова .
Вопрос-шутка «Про Женю».
— Прочитайте следующее предложение и сообразите:
Женя — мальчик или девочка?
«Женя в воде в очках».
Ответ: Женя — девочка .
Блиц турнир.
— Продолжаем отгадывать загадки-шутки «Имена девочек и мальчиков», ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1.Кто принес куклу из магазина?
Ответ: Зина .
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зеленки зелена?
5.Кто покажет Дом, в котором живет растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждет подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.
9.Кто подскажет друзьям место, где растет вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
5. Рефлексия.
Продолжите предложение:
1. Мне было интересно…
2. Теперь я знаю….
3. А еще хочу сказать….