Почему Мцыри сбежал из монастыря
В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе молодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старому монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед читателем загадочную и мятежную душу героя. Так почему же Мцыри бежит? Что движет им и к чему он стремится?
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу.
Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал, как плен. Монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Перед кончиной юноши чернец обращается
Все дело в том, что юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину и свободу, узнать, что такое настоящая жизнь, «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле. За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей.
Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать страх «грозящей бездны на краю», жажду и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад. На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так.
Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел. Мцыри одерживает нравственную победу. Таким образом, счастье в поэме приравнивается к свободе. Выходит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много.
Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он получил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немного свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блаженных дней». За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счастлив.
Не каждый способен понять это счастье, но мятежный гений Лермонтова именно таким счастьем наделил своего героя. По духу Мцыри близок поэту. Не зря В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает стать хозяином, а не рабом судьбы. Поэма М. Ю. Лермонтова ставит перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».