«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь
Весьма меткое, ироничное и удручающе-верное высказывание Н. В. Гоголя, которое заставляет задуматься не только над количественным показателем интеллектуального богатства, но, прежде всего, над качественной его окраской и, главное, над умением правильно пользоваться этим богатством, напрямую связано с названием комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Изначально автор задумывал положить в основу названия притчу о противостоянии между умным и глупцом, заканчивающемся победой глупца, и наречь свое произведение «Горе уму». Конфликт между
Он не только обозначил наличие старой проблемы в новое время, но и обострил ее, переосмыслил и, самое главное, предоставил возможность читателю самому разобраться, что есть смысл жизни: быть бездумно счастливым или осмысленно несчастным? Ум, безусловно, является добродетельным качеством не только человека, но в первую очередь литературного персонажа. Именно умом, острым, всепроницающим,
А вот на чью сторону склонится чаша весов здесь, еще очень большой вопрос. Кроме очевидно пародийных типов, как, например, тупой и самовлюбленный Скалозуб: Я с восемьсот девятого служу; Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, Об них как истинный философ я сужу; Мне только бы досталось в генералы. как болтливый и ограниченный Репетилов: Зови меня вандалом: Я это имя заслужил. Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом! Об детях забывал! обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну: Трех разом! Пил мертвую! не спал ночей по девяти, Все отвергал: законы! совесть! веру! как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов для своих внучек: Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон; Танцовщики ужасно стали редки!.. как гости на балу, рассуждающие о «ланкарточных взаимных обучениях» в комедии есть персонажи далеко не одномерные. А. С. Пушкин в 1825 году в своем письме Бестужеву о «Горе от ума» предрекал: «О стихах не говорю — половина войдет в пословицы». Позже Белинский констатировал этот факт: огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако вопреки ожиданиям едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову: Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем.
Достань-ка календарь; Читай, не так как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой… Вкус, батюшка, отменная манера… Ну вот! Великая беда, Что выпьет лишнее мужчина! Ученье — вот чума, ученость — вот причина…
Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Именно его назвал Белинский «самым знаменитым москвичом всей русской литературы», символом грибоедовской Москвы. И в умении сказать нужное слово в нужный момент, чтобы отстоять собственную точку зрения, никого не обидев при этом, Фамусов может дать огромную фору Чацкому. Очень умна Софья, которая росла и воспитывалась вместе с Чацким; блещет остроумием служанка Лиза.
Умом обладает и Молчалин, ибо «умно соблюдение меры во всем». Приэтом угодливый ум Молчалина противопоставляется возвышенному уму Чацкого, и это уже не противопоставление ума и глупости. Грибоедов противопоставляет разные умственные типы, а над этим пиршеством конфликта возвышается ум и ироничность самого А. С. Грибоедова. И смысл названия комедии, являющийся прямым подтверждением правоты слов Н. В. Гоголя, относится отнюдь не к одному Чацкому.
Да, его трагедия очевидна и бесспорна. Именно Чацкий покидает сцену побежденным, ибо «Один в поле не воин»: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! — Карету мне, карету!
Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетливый карьерный путь. приговор, который выносит Софье ее отец: Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю, Еще дни два терпение возьми, Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! Там будешь горе горевать, За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознает весь ужас своего позора: Моя судьба еще лине плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! В итоге ни умеренность и аккуратность Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми.
Позже Л. Н. Толстой в своем произведении «Анна Каренина» напишет: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Думается, в полной мере это можно отнести к счастью и трагедии каждого отдельного человека. Быть абсолютно счастливым может только глупец; слишком умный человек в любом случае обречен на несчастье.
И каждый, пришедший в этот свет, чтобы уйти из него, сам решает для себя, по какому пути шагать достойнее.