«Пушкинские» традиции лирики М. Ю. Лермонтова

Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя.

Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество. В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду.

Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился

в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость.

Поэтому большинство этих людей были казнены. Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания.

Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется.

Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего

не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью.

И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей. У М. Ю. Лермонтова есть стихотворение с таким же названием.

Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок.

Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.

Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня — это единственное место, где герой по-настоящему счастлив. Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть.

Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью.

Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе. Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова.

У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Пушкинские» традиции лирики М. Ю. Лермонтова