Пушкин и Жуковский
Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем — Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, — они начались еще при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема » Пушкин и Жуковский «: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений » ученика» и » учителя «, но шире — для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества. В истории русской поэзии проявились две основных тенденции: первая ведет свое
Эти две тенденции просматриваются на всем протяжении Х1Х — ХХ веков. Пушкин всегда относился с уважением к своему учителю, он с восхищением отзывался о таких стихотворениях Жуковского, как » Море «, где мастерство изобразительности сочетается с полнотой лирического чувства и гармонией стиха. О глубоком впечатлении, произведенном на Пушкина знаменитой «Светланой»,
К тому же, 1818 году относится стихотворение А. С. Пушкина «Жуковскому». Здесь переданы черты Жуковского как поэта, стремящегося к «мечтательному миру». Но отношение Пушкина к Жуковскому было неоднозначным. Позже он определил свое отношение к чуждым ему сторонам поэзии Жуковского с такой резкостью, о которой потом жалел.
В поэме «Руслан и Людмила» с дерзостью юного новатора не только вступил в соревнование с Жуковским, но позволил себе пародирование своего учителя. Полемика Пушкина с Жуковским и замечания о его произведениях сопровождались прямыми или косвенными попытками Пушкина влиять на направление его поэтической деятельности, а порой и тревогой о ее дальнейших путях. Происходит любопытнейшая метаморфоза: постепенно ученик становится также и учителем. Советы Пушкина не оставались безрезультатными.
Однажды, под прямым влиянием А. С. Пушкина, Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в 1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное состязание.
Сюжеты разрабатывались сообща. Пушкин написал тогда «Сказку о попе и о работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане», Жуковский — «Сказку о царе Берендее» и «Cпящую царевну». Конечно, и в сказках Жуковского видно стихотворное мастерство, но, тем не менее, снова сказалась разность подхода. Общей чертой характеров поэзии Пушкина и Жуковского считается гуманизм. Но однороден ли этот гуманизм?
У Жуковского были качества доброго человека, он сочувствовал несчастным, принимал участие в их судьбе, заступался даже за политических преступников, ходатайствовал о смягчении участи осужденных. В системе мышления Жуковского его понимание человека было всеобщим. У Пушкина по мере эволюции его мировоззрения складывалось иное понимание человека, его природы, понимание дифференцированности характеров, их обусловленности средой, обстоятельствами, движением истории.
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского — вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на провидение. Жизненная философия Пушкина — это философия активной деятельности и борьбы.
Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в поэтике, в стиле, в образной символике. Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать оригинальные произведения. Чудесная элегия «Море» была последней.
Как ни велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов он воспринимался только как переводчик. Иначе сложилась судьба Пушкина, жизнь которого действительно осталась до конца поэмой.