Мотивы скорби и одиночества в лирике М. Лермонтова
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, — это страшное признание сделано Лермонтовым в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. «Пророк» — последняя капля в чаше его страданий.
И если пушкинское последнее стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон
Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры.
Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком.
Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении «Памяти А. И. Одоевского», когда речь идет о близком, любимом друге! Но он погиб далеко от друзей… Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей!
Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно: И будут О смерти больше веселиться, Чем о рождении моем… В стихотворениях «Монолог», «Как часто, пестрою толпою окружен…» и во многих других Лермонтов шлет проклятия «светским цепям», убивающим душу человека. Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой.
Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века: Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край… моя отчизна! Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в годы после поражения декабристов — все это было истинной трагедией для Лермонтова.
Он не раз открыто выступал против сытых вельмож, полицейского надзора: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, послушный им народ. Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал как личное горе. В стихотворениях «Дума», «Смерть Поэта», «Родина» отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.
Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в его произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаяния: Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога… Величие и мудрое спокойствие пр. ироды становятся последней отрадой осмеянного пророка. Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии.
Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях «Безумец я! вы правы, правы!» и «Поэт»: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Итак, на смену «сладостному союзу» поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Его противоборство с окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, привело великого русского поэта к трагической гибели.