Сцена в Александровской гимназии

«Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире — Владимирской горки»… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой части романа БУлгакова «Белая гвардия». Здесь отразились события гражданской войны 1918-1919 годов. Булгаков тяжело переживал этот переворот, не желая что-либо менять в укладе своей жизни и жизни страны.

Мрачный пейзаж зимнего вечернего Города . Ни одного человека, ни одного следа — никто не смеет выйти на улицу в этот час. Даже храбрый человек не осмелится выйти на Горку. Там всего

лишь одно освещенное место — от креста Владимира.

Этот одинокий огонек символичен, так как среди темноты наполняет сердце еще большей грустью. Пейзаж жуткий, навевающий страх и тоску. Символ ли это России, забредшей в черную пустоту, безысходность? Совсем другое дело в Городе — «ночь тревожная, важная, военная ночь». И лишь немцы, бесцеремонные и наглые, просят у каждого прохожего показать документы.

Александровская гимназия… Мышлаевский пьян — он не спит которую ночь…все пьет, пьет…. В гимназии веселятся… Можно, ведь пушки заряжены, а юнкера обязательно будут драться в случае тревоги —

это не студенты. Но не только там — во дворце тоже нехорошо: «Какая-то странная, неприличная ночью во дворце суета.

Пробежал старый лакей по шикарному залу, прозвучал звоночек, звякнули шпоры, а зеркала отражают «странную неестественную картину». Автор мастерски вводит читателя в атмосферу, которая окутала дворец той ночью, атмосферу суеты, тревоги. «Худой, седоватый, с подстриженными усиками на лисьем бритом пергаментном лице человек, в богатой черкеске с серебряными козырями, заметался у зеркал»… Около него три немецкий офицера и двое русских. Они помогают этому человеку переодеться в форму германского майора.

Появляется еще одни человек в форме германской армии, который принес целый ворох пакетов. Он забинтовывает глаз «майора» так, что виден лишь правый глаз да тонкая линия рта. Кто-то рассказал, что майор Шратт, разряжая пистолет, ранил себя, а вскоре подъехала машина с крестом и увезла его. Все таинственно и непонятно. В этой главе автор активно использует прием умолчания.

Полковник Малышев не спал до половины седьмого, ненадолго уехал, разбуженный юнкером, а потом вновь вернулся, встревоженный и задумчивый. В семь часов на Бородинском поле «стояла та же растянутая гусеница, что поднималась по лестнице к портрету Александра». Рядом — штабс-капитан Студзинский. Булгаков вновь упоминает о странном блеске в его глазах, таком же, как и у человека, который звонил из Дворца в мортирный дивизион, такой же, как у полковника Малышева. Мы понимаем, что что-то случилось.

Что-то, их связывающее и о чем мы скоро узнаем. Писатель намеренно умалчивает об этом. Только вот была разница в их тревогах: просто тревога у Студзинского и тревога определенная у Малышева.

Читатель вскоре узнает причину этих разных, то таких близких тревог. Студзинский только что провел перекличку и не досчитался двадцати человек. Вскоре появился полковник. Он настолько рассеян, что кобура, болтающаяся у него на бедре, была расстегнута. Малышев распускает дивизион, кроме офицеров и юнкеров, которые несли этой ночью караул.

Солдаты не ожидали этого и вроде бы кто-то даже обрадовался. Студзинский приказывает арестовать полковника. Прапорщик Карась приказывает остановиться. Малышев сообщает, что гетман сегодня утром позорно бежал, покинул часть, что защищать теперь некого, и роспуск дивизии вполне оправдан. Туда же, то есть в германский поезд, бежал и генерал кавалерии Белоруков.

И теперь многочисленная и хорошо вооруженная армия Петлюры приближается сюда. Дивизия будет перебита, если сейчас же не покинет здание гимназии. Студзинский, сорвавшись, совершенно неожиданно заплакал. Мышлаевский просит разрешения поджечь здание гимназии, ему отказывают. Малышев отвечает ему: «Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу».

Малышев показывает себя как настоящий командир, солдат, защищающий свою родину. Он готов на смерть. Этот герой уверен в том, что и другие бойцы пойдут на смерть ради своей страны. Мышлаевский тоже проявляет большую отвагу.

И если не в этой ситуации, то на словах, в мыслях он просит прощения за то, что, пытаясь спасти портреты царя, забыл о том, что в гимназии осталось много живых людей. В этом эпизоде военных действий нет, все внимание сосредоточено на поступках людей. Русские люди, даже услышав приказ возвращаться домой, остаются в строю, не понимая, как можно опустить руки, сложить штыки, когда идет революция. Хотя их и меньше, чем противников, они не желают думать о том, чтобы покинуть армию. По мнению Булгакова, писатель должен «стать бесстрастно над красными и белыми».

И на самом деле — для него главным является человек, его чувства, поступки. Тема служения добру и правде — вот главная тема всех произведений Булгакова. И «Белая гвардия» — не исключение.

Основной художественной особенностью данного эпизода, как, впрочем, и всего романа, является сосуществование, взаимопроникновение вполне реальных событий и фантастических описаний. Язык произведения не перегружен, легок, но, вместе с тем, очень эмоционален, имеет большое воздействие на воображение читателя. Также важнейшей художественной особенностью повествовательной манеры Булгакова является и активное присутствие автора-повествователя в тексте. «В окнах было сине. А на дворе уже беловато, и вставал и расходился туман». Таково окончание этой главы.

Вставал новый день, а, значит, грядут перемены…

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сцена в Александровской гимназии