Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Когда небесный гром убьет всех до единого современных писателей и явится лет через пятьдесят новый настоящий Лев Толстой, будет создана изумительная книга о великих боях в Киеве. М. А. Булгаков. «Белая гвардия» — роман о гражданской войне, в которой не бывает победителей. В этом произведении есть попытка выйти за пределы своего опыта и начертать сцены пером историческим . Но особое обаяние роману придает его общий романтический лирический тон, тон воспоминания, ностальгии по прошлому. Дом и Город — два главных неодушевленных героя
Впрочем, почему неодушевленных? Дом Турбиных — это родное, близкое существо для всей семьи. Дом — это не просто вещи, а строй жизни, дух, традиции, включенность в общенациональное бытие. В нем на Рождество зажигают лампадки перед иконой, у постели умирающего собирается вся семья. у Дома есть постоянный круг друзей, стремящихся к теплому очагу. Дом Турбиных был построен не «на песке», а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру.
Примечательно то, что в семье Турбиных ценят и любят русскую культуру в лице такого представителя русской литературы, как Пушкин. Город — тоже живое существо.
Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром», «Кто в кого стрелял, никому не известно. Это по ночам. А днем успокаивались, видели, как временами по Крещатику, главной улице, или по Владимирской проходил полк германских гусар». Над Городом нависла серьезная опасность. Этот булгаковский Город — модель всей страны и зеркало раскола.
Красный, дрожащий Марс над городом — знамение крови, которая льется в Киеве и по всей стране. Таким образом, булгаковский Город — своего рода микромир всей России, погрязнувший в жестокости, насилии. Город в «Белой гвардии» — безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами ярким электрическим светом. Автор дает нам описание мирного Киева, безмятежного спокойного, величественного.
Обилие садов — вот его особенность: «Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами». И как больно видеть Булгакову другой Киев, населенный чужаками, оккупантами. «И вот, в зиму 1918 года, Город жил странною, неестественной жизнью…» — отмечает автор. Он наводнился «пришельцами», в нем «воцарился» чужак-гетман, а с ним восторжествовали в красавце Киеве разврат, разбой.
Реальный Киев недаром является лишь прототипом романного Города: в этом названии прочитывается «Urbs» — одно из названий античного Рима. Закат римской цивилизации — это период перехода от язычества к христианству, время сосуществования двух культур. Киев как центр крещения Руси в этом отношении подобен «вечному городу» — Риму, столице первохристианского мира. «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко. И часто летом, в черной мгле, в путанных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням.
Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста». Образ креста, что в руках у Владимира, весьма символичен. Огромный, сияющий над городом крест — олицетворение христианской Руси. Бог бережет Киев, родной город Булгакова, который он с такой теплотой воспел в своем романе.
Несмотря на разбои, жестокость, царящие в Городе, в сердцах людей еще горит вера в Бога. А ведь какие идеи несет людям христианство? Идеи Добра, Милосердия, Прощения, Понимания, Любви. А разве есть этим понятиям место в мире, где льется кровь, происходит дележ власти, каждый день совершается предательство?
Киев дорог сердцу Булгакова еще и потому, что это его родной город. Его Родина.