Сочинение-описание по картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
Иван Шишкин — один из известнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века. О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу…» Но при этом в своих полотнах художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий «природный спектакль». В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии». За нее он получил первую премию.
Позже эта картина
В картине «Сосновый бор» нет ничего случайного, в том числе и время дня — полдень, выбранный, чтобы создать образ России в расцвете ее внутренних сил. Известный критик Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Действительно, с этой
Как будто это иллюстрация к повествованию о подвигах Ильи Муромца или Добрыни Никитича. На переднем плане мы видим устье ручья, плавно превращающееся в мелкое болотце, заводь. Сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, песчаные, слегка размытые, берега. По берегам ручья разбросаны камни, виднеются сухие коряги и размытые корни деревьев. Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой.
Маленькая, чахлая елочка окружена унылыми пеньками, зловещие корни деревьев переплетаются над ними. Все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то злым волшебником. Развивает это ощущение и дальние планы картины. Так, на правом берегу, свободном от деревьев, мы видим останки ели, сломанной какой-то бурей. Хна ее уже пожелтела и кое-где осыпалась, корни почти целиком выкорчеваны из земли и покрыты мхом.
Какая неведомая сила здесь бушевала? На кого гневалась? Кого заколдовала, спрятав в этом суровом лесу?
Немного оживляют пейзаж белые цветы, растущие на левом берегу ручья. Но они затеняются соснами, заполнившими почти все дальнее пространство картины. Художник довольно хорошо передал игру света и тени. Мы видим, что на переднем плане много солнечно света, он играет и бликует на траве, в воде.
Мы замечаем тени деревьев, падающие на солнечный берег. Солнце освещает нам и двух медвежат, сидящих под сосной на втором плане картины. Они высматривают что-то наверху дерева, может быть, в надежде полакомится медом.
Изображение таких деталей напоминает нам, что Шишкин, в первую очередь, художник-реалист, передающий красоту природы своего родного края, России. Ведущим мотивом, настроением этой картины, на мой взгляд, является настроение тревожности, пасмурности, неспокойствия. Думаю, главную роль в создании такого ощущения играет небо.
Оно готовится к дождю, который вот-вот, по моим ощущениям, должен разразиться над соснами. Солнце настолько ярко светит в небе , что плавно переходит в пасмурные, грязно-фиолетовые тона предгрозовой стихии. На этом фоне тревожным знаком, даже зловещим предупреждением, выглядит коршун, парящий в небе. Он приближается к переднему плану картины, словно высматривая добычу. Все вместе — контрастно-темное небо и эта хищная птица — опять возвращают нас в ощущение сказочности всего изображенного на полотне.
В цветовой гамме картины гармонично сочетаются оттенки зеленого и коричневого. По контрасту с ними изображено грязно-фиолетовое небо с белыми пятнами света. В целом, мне кажется, что Шишкин писал эту картину с огромной любовью к своей родине, к России в целом. Он видел ее прелесть не в «штампованных деталях», «прилизанном облике», но в каждом ее проявлении. Вообще, мне кажется, этот художник понимал красоту очень широко.
В немного неуютном, тревожном пейзаже своей родины он увидел особую прелесть России, выражение ее силы, мощи, показал тесную связь родной природы с русским человеком. Близкий друг И. Шишкина, тоже большой художник, Крамской писал о «Сосновом боре»: «Он написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи».
С этими словами художника я полностью согласна.