«Драматизм его положения заключается… в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека»
Иван Сергеевич Тургенев освещает в своем романе «Дворянское гнездо» развитие русской интеллигенции. Главный герой, Лаврецкий, находится на распутье между устаревшими порядками общества и новыми, прогрессивными идеями, которые в высшей степени искажены патриархальными традициями. Судьба его — яркое доказательство несостоятельности передовых людей той эпохи.
В чем же заключается трагизм поколения Лаврецкого? В судьбе этого героя Тургенев показывает духовную драму «лишних людей», которые появились в среде дворянской интеллигенции
Именно поэтому его попытка усовершенствовать хозяйство не увенчалась успехом: простые люди просто не понимают этого барина. Их сознание закостенело на определенном этапе, поэтому и нововведения воспринимаются негативно. Тургенев правдиво показывает, как вековая зависимость крепостного крестьянства от власти и самодурства его господ развила в них терпение, смирение и почти фанатичную покорность. Мог ли Лаврецкий изменить то, что складывалось веками? «Дворянское гнездо» с такой глубокой
Он не смог реализовать себя ни как новатор ведения хозяйства, ни как общественный деятель, ни как примерный семьянин. Почему же Лаврецкий не смог воплотить свои идеи в жизнь, несмотря на их «правильность»? Проницательному Тургеневу было видно, что его главному герою грозит болезнь дворянской интеллигенции. То, что Гончаров точно и удачно определил словом «обломовщина».
Но Лаврецкий хотя бы пытается как-то претворить свои мечты в жизнь: применяет свои мысли на практике, создает семью. Семья… Безусловно, это самое важное, что есть у человека.
Истинную ценность семейного счастья знал и Лаврецкий. Почему же он не стал счастливым? Здесь снова герой сталкивается с правилами «застоявшегося» общества.
Его жена изменяет ему, делает из него посмешище, а он даже не может с ней развестись. Почему? Да потому, что девушка, которую любит Лаврецкий — чистое и невинное создание, для нее само слово «развод» — грех, несущий в себе жестокую кару. Вот он, отрицательный отпечаток фанатичной религиозности! Да, высокая нравственность необходима обществу, которое погрязло в грехе.
Но все хорошее хорошо в меру. Как объяснить девушке, которая еще только начинает жить, что любовь не может быть грехом, причем такая, как у Лаврецкого и Лизы? Как преодолеть этот барьер? Лаврецкий всю жизнь живет и сокрушается, но ничего не может поделать. Да и как тут не сокрушаться?
Лаврецкий, полный надежд и высоких стремлений юноша, мечтает о лучшей жизни не только для себя, но и для всей России. Но что от этого осталось после «столкновения с понятиями и правилами» общества? Все радужные мечты и надежды разбились о крепкую стену общественной закостенелости. Виноват ли в этом Лаврецкий? Ведь многие крестьяне обвиняли его в «пустословии», бездействии.
Разве можно было протестовать, бороться в той исторической обстановке, которая, как паутина, обвила все стороны жизни людей? И люди мыслящие вынуждены были либо смирится с окружающей действительностью, либо умереть. Другого положительному герою Тургенева было не дано. Нравственный смысл романа заключается в утверждении прекрасного в человеке, в возвышении твердости духа и характера перед лицом больших испытаний в жизни. Лиза могла еще бороться — она молода и полна жизни, мир ее идеален.
Лаврецкий же человек, на долю которого выпало много испытаний: трудное детство и юность, разочарования в семейной жизни, непонимание обществом… Откуда герою было взять сил для новой борьбы?… Прав был Н. А. Добролюбов, говоря: «Драматизм его положения заключается… в столкновении с теми поколениями и правами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека…» Драма Лаврецкого — это драма всей России.