Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел?

«Бесприданница» А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини — Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в «Бесприданнице» — символическое, многозначное понятие. «Я любви искала и не нашла» — такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в виду любовь-сочувствие, любовь-понимание, любовь-жалость.

В жизни Ларисы такую, настоящую, любовь вытеснила «любовь», выставленная на продажу, любовь-товар.

Важно, что торг в пьесе идет именно из-за Огудаловой. Купить такую «любовь» может только тот, у кого больше денег.

Для «европеизированных» купцов Кнурова и Вожеватова любовь Ларисы — предмет роскоши, который покупается для того, чтобы с «европейским» шиком обставить свою жизнь. Мелочность и расчетливость этих «просвещенных» людей проявляется не в самозабвенной ругани из-за копейки, а именно в безобразном любовном торге. «Облезлый барин» Сергей Сергеевич Паратов, самый экстравагантный и бесшабашный герой, — фигура пародийная. Это «купеческий Печорин», сердцеед со склонностью

к мелодраматическим эффектам.

Свои отношения с Ларисой Огудаловой он считает любовным экспериментом. «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц», — откровенничает Паратов. Любовь, по его мнению, годится только «для домашнего обихода». Собственная паратовская «езда в остров любви» с бесприданницей Ларисой была недолгой. Ее сменили шумные кутежи с цыганами и женитьба на богатой невесте, точнее, на ее приданом — золотых приисках. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно», — таков жизненный принцип Паратова, нового «героя нашего времени». Жених Ларисы, жалкий «чудак» Карандышев, ставший ее убийцей, — личность комичная и в то же время зловещая.

В нем перемешаны, казалось бы, несовместимые черты. Это и окарикатуренный Отелло, пародийный «благородный» разбойник и одновременно «мещанин во дворянстве». Его идеал — «экипаж с музыкой», роскошная квартира и обеды.

Это амбициозный чиновник, попавший на разгульный купеческий пир, где ему достался незаслуженный приз — красавица Лариса. Любовь Карандышева, «запасного» жениха, — это любовь-тщеславие, любовь-покровительство. Для него Лариса тоже «вещь», которой он кичится, предъявляя всему городу.

Сама героиня пьесы воспринимает любовь Карандышева как унижение, оскорбление: «Как вы мне противны, кабы вы знали!… Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого никаких других оскорблений мне не было». Главная черта, проступающая в облике и поведении Карандышева, вполне «чеховская». Это пошлость.

Именно она придает фигуре чиновника мрачный, зловещий колорит, несмотря на его заурядность по сравнению с другими участниками любовного торга. Ларису убивает не провинциальный «Отелло», жалкий комедиант, а воплощенная в нем пошлость, которая стала для героини единственной альтернативой любви. А какова же сама Огудалова?

На мой взгляд, ни одна психологическая черта в ней не достигла завершенности. Ее душа наполнена темными, смутными, не до конца понятными ей самой порывами и страстями. Лариса не способна сделать выбор, принять или проклясть тот мир, в котором живет.

Думая о самоубийстве, Огудалова так и не смогла броситься в Волгу, как Катерина. Однако и жить так, как она жила, героиня больше не могла. Именно поэтому она благодарит презираемого ею Карандышева за то, что тот совершил: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!… Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…» Кажется, что только теперь, как это ни парадоксально и ни ужасно, Лариса почувствовала к Юлию Капитонычу какую-то нежность.

Героиня осознала себя свободной от того мира пошлости и бездушности, избавиться от которого у нее не было сил и смелости. Интересно, что именно пошлость, убившая Ларису, сделала ее в последние мгновения жизни героиней трагической, возвысившейся над всеми персонажами. Ее никто не полюбил так, как ей хотелось бы, она же умирает со словами прощения и любви тем людям, которые чуть было не заставили ее отречься от самого главного в ее жизни — от любви: «Вам надо жить, а мне надо… умереть.

Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю». Таким образом, Лариса, тонкая ранимая душа, волею судеб попавшая в губящий ее мир пошлости и обыденности, умирает. Она погибает от рук своего жениха и благодарит его за это — за избавление от той жизни, перенести которую она была не в состоянии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел?