Представители «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В комедии Грибоедова «Горе от ума» не отдельные персонажи пьесы, а «коллективный» персонаж — многоликое фамусовское общество — является главным идеологическим оппонентом Чацкого. Ему противостоит большая группа действующих лиц и внесценических персонажей, объединенных консервативным мировоззрением и сугубо практической моралью, смысл которой в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». В жизненных идеалах и поведении героев комедии отразились нравы и жизненный уклад реального московского общества второй половины
Напротив, убежденные московские консерваторы различаются между собой по уму, способностям, интересам, роду занятий и положению в общественной иерархии. Но в одном все единодушны: Чацкий и его единомышленники — «сумасшедшие», «безумцы», отщепенцы. Фамусов — один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Мировоззрение Фамусова крайне консервативно: он принимает в штыки все, что
Идеал Фамусова — прошлое, когда все было «не то, что ныне». Этот герой — убежденный защитник морали «века минувшего». По его мнению, жить правильно — значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя».
Фамусову мерещится бунт и «разврат» в вольнодумных, но вполне безобидных высказываниях Чацкого, он предсказывает даже, что вольнодумца упекут «под суд». Но в собственных поступках он не видит ничего предосудительного. По его мнению, настоящие пороки людей — разврат, пьянство, лицемерие, ложь и угодничество — не представляют опасности.
Причину «сумасшествия» Чацкого Фамусов видит в его учености: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Фамусовское же представление об «уме» — приземленное, житейское: он отождествляет ум с практицизмом, умением «устраиваться» в жизни. Главный вопрос для Фамусова — вопрос о службе. Служба в системе его жизненных ценностей — ось, вокруг которой вращается вся общественная и частная жизнь людей.
Истинная цель службы, полагает Фамусов, — сделать карьеру, «достигнуть степеней известных», и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. К людям, которым это удается, Фамусов относится с одобрением, признавая в них своих единомышленников. Чацкий же, с точки зрения Фамусова, — «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. Фамусовское общество в «Горе от ума» — это еще и множество второстепенных, эпизодических персонажей, гостей Фамусова.
Один из них, полковник Скалозуб, — солдафон, воплощение тупости и невежества. Он «слова умного не выговорил сроду», а из разговоров окружающих понимает только то, что, как ему кажется, относится к армейской теме. Однако по меркам фамусовского общества Скалозуб — завидный жених: «И золотой мешок, и метит в генералы». Поэтому его глупости и неотесанности в обществе никто не замечает. Сам Фамусов «им сильно бредит», не желая иного жениха для своей дочери.
Старуха Хлестова, как и Фамусов, — колоритный типаж: это «сердитая старуха», властная барыня-крепостница екатерининской закалки. Она «от скуки» возит с собой «арапку-девку да собачку», питает слабость к молодым французам, любит, когда ей «угождают, поэтому благосклонно относится к Молчалину и даже к Загорецкому». Невежественное самодурство — жизненный принцип Хлестовой, которая, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию и просвещению: И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкартачных взаимных обучений. Загорецкий — «отъявленный мошенник, плут», доносчик и шулер. Отношение к этому персонажу характеризует нравы фамусовского общества.
Все презирают Загорецкого, не стесняясь бранить его в лицо , но в обществе его «всюду принимают», ведь Загорецкий — «мастер услужить». «Говорящая» фамилия Репетилова указывает на его склонность бездумно повторять чужие рассуждения «о матерьях важных». Репетилов, в отличие от других представителей фамусовского общества, на словах — горячий поклонник «учености». Но просветительские идеи, которые проповедует Чацкий, он окарикатуривает и опошляет, призывая, например, чтобы все учились «у князь-Григория», где «напоят шампанским на убой». Помимо тех героев, которые перечислены в «афише» комедии, в «Горе от ума» упомянуто множество внесценических персонажей — «единомышленников» Фамусова.
Это его «кумиры», которых он часто упоминает как образец жизни и поведения. Таков, например, московский «туз» Кузьма Петрович — для Фамусова это пример «житья похвального». Другой достойный, по мнению Фамусова, пример для подражания — один из самых запоминающихся внесценических персонажей, «покойник дядя» Максим Петрович, сделавший удачную придворную карьеру . Как и прочие «вельможи в случае», он имел «надменный нрав», но, если того требовали интересы карьеры, умел ловко «подслужиться» и легко «сгибался вперегиб».
Даже простое перечисление внесценических персонажей в монологах действующих лиц дополняет картину нравов грибоедовской эпохи, придает ей особый, «московский» колорит. В первом действии Чацкий, только что приехавший в Москву, в разговоре с Софией «перебирает» множество общих знакомых, иронизируя над их «странностями». По тону, в котором некоторые персонажи говорят о московских дамах, можно сделать вывод, что женщины пользовались огромным влиянием в московском обществе. Фамусов восторженно отзывается о властных «светских львицах»: «А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей…» Знаменитая Татьяна Юрьевна, о которой Молчалин с благоговением говорил Чацкому, видимо, пользуется непререкаемым авторитетом и при случае может оказать «покровительство «. А грозная княгиня Марья Алексевна приводит в трепет даже самого московского «туза» Фамусова, который, как неожиданно выясняется, озабочен не столько смыслом происшедшего, а публичной оглаской «развратного» поведения его дочери и беспощадным злоязычием московской барыни.
Таким образом, в произведении автор рисует объективную картину современной ему эпохи, подмечая ее характерные черты, выраженные в «фамусовском» обществе: невежество, лицемерие, карьеризм, разврат, ханжество и т. д. Создается картина «душного», «затхлого» мирка, находящегося на грани разрушения. Еще и благодаря этой картине, я думаю, мы не сомневаемся в моральной победе Чацкого, в необходимости кардинальных перемен, предвестником которых и стал главный герой «Горя от ума».