«Я пережил свои желанья…» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Я пережил свои желанья» написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжелый период в жизни 22-летнего поэта. Он разочарован, сломлен жизненными обстоятельствами, не верит в лучшее.
Яркая жизнь и блестящее будущее сменились одиноким существованием и неизвестностью. У Пушкина и в ссылке остались друзья, например, генерал Раевский и его семья, но поэт разлучен с лицейскими друзьями, лишен привычного круга общения.
Литературное направление, жанр
В период южной ссылки Пушкин создавал
Тема, основная мысль и композиция
Тема элегии — разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке.
Его гибель от холодов
Стихотворение состоит из трех строф. В них — целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя.
Он страдает и внутренне опустошен, потому что у него нет желаний, закончились мечты.
Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Все его одинокое существование — это только ожидание скорой смерти.
Вся третья строфа — сравнение жизни героя с листом на дереве. Он — последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды.
Потеряв последний лист, дерево не умрет. Жизнь продолжится с наступлением весны.
Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: «Придет ли мой конец?» Конец, конечно, придет, но его можно отсрочить.
Размер и рифмовка
Элегия написана четырехстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углубленному созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрестная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные.
Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья — страданья, мечты — пустоты, жестокой — одинокой, венец — конец.
Тропы и образы
Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнаженном дереве.
Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец.
Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая — печальный, одинокий. Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнаженная, запоздалый лист.
Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет, обнаженный, венец, хлад.
На мысль об осени в жизни поэта намекает метафора «увял цветущий мой венец». Венец для Пушкина — это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта — его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств.
Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.
Пушкин использует одно и то же слово «буря» и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это еще усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз — в прямом смысле.
Образ последнего листа — это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.