Анализ эпизода «Первый бал Наташи Ростовой»
«Первый бал Наташи Ростовой» — значимый эпизод во втором томе романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Он является важным сюжетным «узлом», глубже раскрывает характеры участвующих в нем героев, дает оценку светскому обществу в целом. Первый бал — важное событие в жизни каждой девушки. Именно там происходит своеобразная «оценка» — насколько девушка красива, насколько она нравится мужчинам, будет ли она пользоваться успехом на «ярмарке невест».
Первый бал — это первый выход в свет, превращение девушки в светскую
Да это у нее и не получилось бы — настолько сильно было волнение героини, когда она ступила на порог
Ее интересовало лишь, какое впечатление на всех этих блестящих людей произвела она — понравилась ли, примут ли они ее в своей круг. И только оглядевшись, заметив на себе доброжелательные взгляды, Ростова немного успокоилась, смогла в толпе различить знакомые лица — Пьера и Андрея Болконского. Но вот начался сам бал. Заиграла музыка и в зале наступило небольшое смятение. Все ожидали, когда государь откроет бал, первым пригласив на танец даму.
Вслед за ним начали строиться другие пары. Наташа оказалась в числе небольшой группы дам, которых не пригласили на танец. Все ее существо выражало одно — напряженное ожидание, ведь от того, пригласят ее сейчас или нет, зависела вся ее жизнь: «Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно-поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».
Толстой подчеркивает, что его шестнадцатилетняя героиня совершенно не интересовалась светскими интригами и вообще всем, что происходило «вне ее». Вся она была погружена в собственные переживания, как это часто бывает у подростков: «Нет, это не может быть!» — думала она. — «Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною». Наташу интересовало лишь то, что касалось ее, потому что от отношения к ней окружающих зависела ее самооценка, ее собственное отношение к себе.
Но все кавалеры проходили мимо этой девочки, равнодушно и безразлично скользя взглядом по ее лицу. Никто из них не сумел или не захотел рассмотреть той прелести юности, непосредственности и искренности, которыми светилась Наташа. Думаю, что, по их мнению, на фоне блестящих светских дам, вроде Элен Курагиной, Наташа просто терялась. А девушка, между тем, все больше приходила в отчаянье.
Вот уже зазвучала музыка первого тура вальса, а она все еще стояла у стены. Но на ее счастье поблизости оказался Пьер, который попросил своего друга Андрея Болконского потанцевать с его протеже. Андрей обернулся и сразу узнал Наташу, вспомнил лунную ночь в Отрадном, понял, что она ждет приглашения и от этого зависит ее счастье.
Болконский пригласил героиню просто как знакомую, как хорошенькую женщину, пригласил, желая уйти от скучного разговора. Однако, как только он приобнял ее в танце, «вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих». После этого первого танца на Наташу со всех сторон посыпались приглашения. Она практически не сидела, а все свободные минуты посвящала беседе с Болконским. И в конце вечера он сам, неожиданно, как ему показалось, загадал, что Наташа будет его женой.
Князь Андрей, как тонкий человек, смог увидеть и оценить всю необычность и прелесть Наташи: «…эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость». А сама Наташа была просто счастлива — ее первый бал удался. Счастье переполняло героиню, она любила весь мир, все ей казались исключительно хорошими, и героиня была готова поделиться своей радостью с целым миром: «На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы».
Таким образом, эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» выполняет несколько значимых функций в произведении. Он «двигает сюжет» — именно здесь Наташа и Андрей сближаются. Кроме того, здесь раскрывается психология этих героев , особенности их внутреннего мира; а также характеризуется светское русское общество начала 19 века.